В нашей статье мы поговорим об актуальности здорового образа жизни. Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни и зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется образом жизни, на 20% – экологическими; на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной. Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья. Особую актуальность это приобретает в молодежной среде – потенциально наиболее активной части населения. Как ни банально это звучит, но от того, насколько здорова наша молодёжь зависит будущее России. Организация здорового образа жизни россиян является одной из составляющих национальной безопасности страны, развитие физической культуры и спорта поддерживается на уровне президента России.

Молодёжь от 16 до 29 лет, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), составляет около 30 % населения. Так вот, заболеваемость этой категории за последние 5 лет увеличилась на 26,3 %. Смертность от неинфекционных заболеваний постоянно возрастает и достигает сейчас 83 %.

Причиной всех подобных заболеваний является отсутствие личной заинтересованности у молодёжи в здоровом образе жизни, заботе о продолжении своего рода. Молодые готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, и в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками. Это хорошо понимают на Западе. В Америке и Европе в последние годы начался бум борьбы за здоровый образ жизни. Люди считают калории, следят за давлением и весом, занимаются спортом. Быть здоровым стало престижно и модно. К примеру, во многих странах объявлена настоящая война табаку. В Англии разработана большая социальная программа Курение – убивает.

В формировании у молодёжи убеждения престижности здорового поведения и воспитание потребности в здоровом образе жизни огромная роль принадлежит библиотекам, особенно тем, кто целенаправленно работает с подрастающим поколением. Отечественные юношеские и детско-юношеские библиотеки с различной степенью интенсивности и ответственности работают в этом направлении. Анализируя отчёты, мы столкнулись с неединичными примерами, когда работа библиотеки по пропаганде ЗОЖ вообще не упоминается. Но, даже когда работа по формированию здорового образа жизни заявлена среди приоритетных направлений, иногда она ограничивается несколькими стандартными мероприятиями, представляет собой хаотичное использование различных методик. Однако есть позитивные примеры комплексной глубокой работы региональных библиотек в этом направлении, который, надеемся, будет интересен и полезен коллегам.

Отметим, что при разработке программы формирования здорового образа жизни обязательно следует учитывать, что она должна быть комплексной. Это связано как со сложностью самого понятия здоровый образ жизни, так и существованием множества факторов, воздействующих на здоровье человека.

Любая программа профилактики, в том числе, по формирования здорового образа жизни, не может строиться по принципу запретов, устрашения или отрицания. Тем не менее, во многих библиотеках уделяется внимание работе по профилактике алкоголизма, наркомании, но не ведется, или почти не ведётся, популяризация физической активности. А ведь это – важнейшая составная часть здорового образа жизни, а в системе профилактики – физическая культура играет главенствующую роль.

Формирование сознательной установки на здоровый образ жизни – такова цель мероприятий, проводимых Мордовской республиканской юношеской библиотекой в рамках программы Здоровая молодежь – здоровая Россия.

Одной из действенных форм работы является школа безопасности. Более 5 лет библиотека совместно с МОУ Средняя общеобразовательная школа №28, где учится много ребят из неблагополучных семей, ведет Школу безопасности Умей сказать: нет!. Работа школы направлена на профилактику наркомании. Основная задача – ориентировать подростков на развитие самостоятельного мышления, на самовоспитание, выработку системы нравственных ценностей, идеалов и навыков культуры здорового образа жизни, прививать стойкий иммунитет к негативным влияниям среды, научить учащихся тому, как оказать сопротивление, как научиться говорить нет и как отказаться от нежелательной дружбы. Первое занятие Школы безопасности Не отнимай у себя завтра запомнилось читателям выступлением оперуполномоченного отделения межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и сопровождалось показом видеофильма Право на жизнь. Ребята наглядно увидели, к чему приводит употребление психоактивных веществ, проследив судьбы молодых людей. К занятию была подготовлена выставка-предостережение Внимание: наркотики. В рамках Школы на последующих занятиях состоялись театрализованное представление Мы выбираем жизнь, где волонтеры театра-студии разыгрывали реальные ситуации из жизни молодежи, показывая пути приобщения подростков к наркотикам; встречи с врачом-наркологом Республиканского наркологического диспансера и психологом-терапевтом Центра Анти-СПИД; показ видеофильма ВИЧ. Знать, чтобы жить; были организованы ряд выставок, в частности внимание участников Школы привлекла выставка-призыв Осторожно: СПИД. На заключительном занятии школы ребята заполняли представленные им анкеты Здоровый стиль жизни.

Участники часа протеста В сетях порока обсудили проблему наркомании у подростков, видеофильм Право на жизнь помог им прийти к выводу о том, что проще отказаться от наркотиков один раз, чем потом пытаться сделать это всю жизнь.

В библиотеке разработана программа Молодежь Мордовии навстречу Олимпиаде в Сочи 2014 года на 2009–2014 гг. В рамках Программы прошли акция Читать о спорте книги надо, мы ждем тебя Олимпиада, мероприятия по популяризации спорта, здорового образа жизни, такие как: конкусно-игровая программа Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья, экскурс в историю олимпийских игр Дистанция длиной в тысячелетия, беседа Жизнь стоит того, чтобы жить, час полезных советов Хочешь быть здоровым – будь им, час общения Здоровая семья – здоровая страна и др.

В Республиканской детско-юношеской библиотеке Чувашии в январе 2009 года была разработана комплексная целевая библиотечная программа Твоя жизнь – твой выбор на 2009 – 2013 гг.. В рамках программы Консультативно-методическим центром (КМЦ) по профилактике асоциального поведения детей и подростков за 2009 год проведено 61 мероприятие (включая заседания клубов). С 1 января по 20 апреля 2009 года в библиотеке был объявлен республиканский конкурс творческих работ среди детей и подростков В будущее без риска по двум номинациям: рекламный плакат, фотоколлаж. Цель конкурса – повышение престижа здорового образа жизни, развитие у детей и подростков навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивным веществами.

В рамках программы наряду с традиционными мероприятиями (кинотренинги: Это не жизнь, Роковое удовольствие. Флирт со смертью, О вреде курения; уроки здоровья: Остановись и подумай, Новому веку – здоровое поколение; диско-лекции Я выбираю жизнь, Недели здоровья, читательские конференции, ролевые игры, тренинги, диспуты, мозговые штурмы), библиотека применяет креативные формы работы. К Международному дню борьбы с наркоманией в парке Дорисс состоялась молодежная волонтерская акция Все в твоих руках. Думай!

Псковская областная библиотека для детей и юношества в 2009 году провела цикл мероприятий под общим названием Здоровая молодежь – здоровая нация. Программа включила в себя различные аспекты понятия здорового образа жизни и разнообразные формы подачи материала, в том числе:

• Посеешь привычку – пожнешь характер. Час здоровья. О негативном отношении к вредным привычкам, здоровом образе жизни • За шаг до наркотиков. Дискуссия, книжная выставка На краю пропасти, оформление плаката Страшная статистика со статистическими данными к дискуссии. • Диалоги о здоровье Пять слагаемых здоровья. • Курить – здоровью вредить. Дискуссия и интерактивная игра • Пусть беда минует тебя, (о наркомании и СПИДе). Библиотечные уроки, просмотры видеофильма • Здоровая молодежь – здоровая нация. Методико-библиографические материалы • Урок здоровья Право на жизнь: дискуссия Наркотики: миф или реальность, видеопросмотр (10-е классы) • Урок здоровья Заповеди здоровья: диспут Нужен ли нам здоровый образ жизни?, беседа, тест,

Конечно, активность в работе по пропаганде ЗОЖ напрямую зависит от того, какое внимание этой проблеме уделяется в регионе.

Например, в 2009 году вышел Указ Президента Республики Татарстан О проведении в Республике Татарстан Года спорта и здорового образа жизни. Республиканская юношеская библиотека Татарстана активно включилась в эту работу, была разработана комплексная система тематических мероприятий. Это –республиканские конкурсы, акции, встречи, циклы информационно-познавательных программ, встречи в молодежном интеллектуальном клубе МИК, психологические тренинги и практикумы. Проводились различные акции, направленные на создание качественной информационной и просветительской среды по всему спектру вопросов жизни молодежи, отвечающей разнообразным интересам молодых людей: спорт, образование, труд, карьера, общественная и личная жизнь, организация свободного времени и многое другое.

Популяризация спорта и физической активности, утверждение в обществе ценностей здорового образа жизни для жителей республики особо актуальны сейчас, когда Казань объявлена столицей Всемирной летней Универсиады 2013 года.

В начале 2009 года РЮБ выступила инициатором проведения республиканского конкурса О, спорт, ты – мир!, посвященного Году спорта и здорового образа жизни в Татарстане. Конкурс, организованный библиотекой совместно с газетой Выбор, вызвал большой интерес у его участников. Тематика вопросов касалась достижений спортсменов Татарстана на чемпионатах страны, Европы, мира и Олимпийских играх. В конкурсе приняли участие молодежь из многих городов и поселков республики и Казани: учащиеся средних школ, профессиональных лицеев, средних специальных заведений. Конкурс показал, что молодежь любит спорт, знает его героев и результаты их достижений на соревнованиях самого высокого уровня.

С целью изучения интересов молодежи к спорту проведено анкетирование 2009 год – Год молодёжи, спорта и здорового образа жизни. Респондентами стали учащиеся Казанского училища олимпийского резерва, Казанского профессионального колледжа № 19 и читатели РЮБ – всего168 человек. В процентном соотношении это выглядит следующим образом: обучающихся гуманитарным дисциплинам – 41%, обучающихся техническим дисциплинам – 39 %, обучающихся спортивным дисциплинам – 20%.

Общий вывод анкетного опроса:

– большая часть анкетируемых –77% – отметила, что объявление 2009 года Годом молодежи, спорта и здорового образа жизни, мероприятия по подготовке к Универсиаде не изменили их взглядов на спорт, но здоровый образ жизни их привлекает; – активно интересуются спортом почти 36% из числа всех ответивших на вопрос; – пассивно, т.е. на досуге, на отдыхе, являясь зрителями ТВ, стадиона, – 48 %; – совершенно уверены в необходимости заниматься спортом современной молодежи 28% всех респондентов; – респондентов, считающих, что спорт – это главное, что характеризует современного молодого человека – 6%, и все они – учащиеся Казанского училища олимпийского резерва; – тех, кто полагает, что всей молодежи заниматься спортом не обязательно, разумнее – физкультурой – 29%, отрицательно ответили –27%; – 20 направлений в спортивной жизни Татарстана участники анкетирования назвали перспективными. Наибольшие рейтинги имеют футбол и хоккей. Оба вида спорта составили 65 % (35 % и 30 %) т.е. львиную долю мотивированных симпатий.

С целью более широкого информирования по наиболее актуальным темам подготовлены тематические папки: 2009 – Год молодёжи и спорта, Спорт – спасительная сила, Навстречу летней Универсиаде–2013 г.. Регулярно пополнялись проблемно- ориентированные базы данных: Мир молодёжи, Универсиада, ЗОЖ и профилактика наркомании.

2009 год в Ульяновской области объявлен Годом здорового образа жизни. Именно этому был посвящен заключительный день Недели книги для молодежи в Ульяновской областной библиотеке для детей и юношества имени С.Т. Аксакова – День валеологии.

В общем понятии здоровья имеются две неотделимые составляющие: здоровье духовное и психическое. Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно достигается умением жить в согласии с окружающими людьми, способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учетом необходимости, возможности и желания. Психическое и духовное здоровье находятся в гармоничном единстве и постоянно взаимно влияют друг на друга. Обязательной составляющей профилактических программ является развитие личностных ресурсов и поведенческих навыков, следовательно возникает необходимость в участии психологов в подобных программах.

В Республиканской юношеской библиотеке Татарстана действует Библиотечный социально-нравственный центр Айсберг, направленный на популяризацию здорового образа жизни и профилактику асоциальных явлений в молодежной среде. Групповая информация в центре осуществлялась через постоянно действующие книжные выставки Твое здоровье в твоих руках, Быть здоровым это модно, Если подросток попал в беду; Новинки психологии. В ноябре на базе центра состоялось расширенное заседание антинаркотической комиссии Ново-Савиновского района г. Казани. Сотрудниками центра была представлена интерактивная презентация, обзор книжной выставки, проведен лекторий на тему: О профилактике асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде. Информация о заседании антинаркотической комиссии была размещена на сайте мэрии г. Казани и на сайте РЮБ.

Как и в предыдущие годы, основной формой групповой работы психолога в библиотеке оставались психологические практикумы и тренинги. Главное назначение психологических практикумов – оказание психологической помощи в установлении эмоциональной связи как с родными и близкими, так и с другими людьми, в формировании сознательного отношения к себе, умении ладить с окружающими, в подготовке к важным этапам в жизни как, например, овладение профессией и связанные с этим трудностями. После посещения психологических практикумов большинство ребят начинают задумываться над значимостью собственного я, а осознание собственной значимости повышает самооценку, придает уверенность в своих силах, делает жизнь более полноценной.

В 2009 году проведены практикумы: Мы и они – практикум, направленный на принятие не только своей, но и чужой позиции, Семейные расстановки – рассматривались психологические проблемы, возникающие в связи с нарушением ролей в семье, Верность себе – развитие навыков самомотивации, умения справляться со стрессами и перегрузками, Основы бытовой дипломатии – как сказать нет и не обидеть, Позитивное самоубеждение – развитие позитивного сомоубеждения – основа профилактики асоциальных явлений и формирования жизнеутверждающих позиций; Жить в мире с собой и другими – определяет и корректирует стиль общения и реагирования в конфликтах; Я+ты, Не заслоняй мне солнце – (созависимость) программируется правильное поведение созависимых людей; Рабы и хозяева – как стать психологически независимой личностью.

Психологическая студия Вершина заседания, в которой проходят 1 раз в две недели для подростков 15–16 лет. Всего за год прошло 14 заседаний, в которых приняли участие 40 человек. Заседания были посвящены темам: Культура здорового образа жизни, Знакомство, Правила групповой работы, Умеем ли мы общаться?, Какие способы общения мы знаем?, Умеете ли вы слушать? Почему мы конфликтуем?, Как вести себя в конфликте?. Студию Вершина посещают в основном старшеклассники. Уже названия заседаний, говорят о важности, актуальности, современности тем на которые обращает внимание психолог. Именно в этом возрасте уже осознанно молодежь начинает думать о своих личностных качествах, стремится развивать, откорректировать некоторые черты характера, получить советы по развитию воли, рекомендации по совершенствованию и развитию деловых, коммуникативных черт.

Иркутская областная юношеская библиотека им. И.П Уткина. Реализация программы Социальной адаптации читателей методами психологической поддержки способствует своевременной психологической помощи читателям юношеского возраста в самореализации творческого потенциала, а также более полному удовлетворению актуальных для этого возраста информационных потребностей. Одной из актуальных для молодого читателя является проблема межличностного общения. Поэтому специалистами отдела психологии был подготовлен и проведен новый цикл тренинговых занятий Азбука общения, направленный на развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, взаимодействовать со сверстниками. Для читателей среднего школьного возраста проведена психологическая игра Необитаемый остров, направленная на умение вести дискуссию, отстаивать собственную точку зрения, работать в группе.

Кемеровская областная библиотека для детей и юношества. Информационно-просветительская служба Маяк провела комплекс мероприятий по формированию у детей и молодежи позитивного отношения к жизни и здоровью. В апреле все структурные подразделения библиотеки принимали участие в Неделе Жизни. В 2009 году Неделя жизни была приурочена к Году молодежи в России и прошла под девизом Искомое находится в тебе. Семь тематических дней – День открытых сердец, День читательских радостей, День добрых дел, День чудес и открытий, День ответственности, День читательского самоуправления, День здоровья были наполнены информационно-позитивными мероприятиями. В течение всего года проводились библиорейды Яркий вкус к жизни. В учебных заведениях города дети и молодежь имели возможность просмотреть слайд – программы, видеопрограммы, принять участие в обсуждении волнующих их тем. Ребятам предоставлялась полезная информация не только в виде обзоров книжных новинок, популярной периодики, но и Интернет-ресурсов. Правильно расставленные нравственные приоритеты помогают детям и подросткам ориентироваться в окружающем мире, способствуют их социальной адаптации и умению противостоять асоциальным явлениям.

Молодежные акции в библиотеках стали проходить гораздо чаще и разнообразнее.

актуальность здорового образа жизни

Республиканская детско-юношеской библиотеке Чувашии в рамках программы наряду с традиционными мероприятиями к Международному дню борьбы с наркоманией в парке Дорисс организовала молодежную волонтерскую акцию Все в твоих руках. Думай!. Традиционно 2 раза в год (март-апрель и октябрь-ноябрь) библиотека активно принимает участие в республиканской молодежной акции Молодежь за здоровый образ жизни, в рамках которых в 2009 г. прошли Неделя здоровья, круглый стол Роль книги и библиотеки в профилактике правонарушений, день здоровья, диспут Где найти витамин жизни? и другие.

Иркутской областной юношеской библиотекой им. И.П Уткина была проведена Молодежная акция Хочешь быть здоровым – будь им! 7 апреля, в День здоровья. В акции приняли участие сотрудники Областного центра медицинской профилактики, которые представили наглядные экспонаты: легкие курильщика, печень алкоголика, муляжи больных СПИДом и наркоманией, наглядно демонстрирующие последствия вредных привычек. В программу мероприятия входила встреча с актерами театра-студии Обыкновенное чудо МОУ СОШ № 14 г. Иркутска и игровая программа Своя игра.

В Кемеровская областная библиотека для детей и юношества 26 июня провела акцию, приуроченную к Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом. Акция 2009 года Время выбирать… прошла под девизом Молодежь выбирает книгу!. Акция проходила в несколько этапов.

Первым этапом акции стала презентация Экспериментального Центра чтения. Вторым этапом акции стало проведение тематического радиоэфира на Радио Кузбасса. 8 июля специалисты библиотеки приняли участие в передаче Полчаса с вами. Во время передачи были оглашены задачи акции, ее содержание по ключевым моментам, место и время проведения, и обсуждались актуальные вопросы, касающиеся детского и подросткового чтения. Данный проект библиотека реализует не первый год. В 2006 году он проходил под девизом Решись быть мудрым, в 2007 году – Радуга жизни в нас самих, в 2008 году – Я люблю жизнь. Основной целью проекта является привлечение внимания к проблеме употребления молодежью наркотических средств и борьбе с наркобизнесом путем формирования позитивного отношения к жизни и здоровью, пропаганды чтения среди подростков и молодежи, а также активной жизненной позиции, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения. Конкурс был организован в рамках благотворительной программы ОАО Кузбассэнерго при содействии Кузбасского центра Инициатива.

Эффективность работы напрямую зависит от координирования и объединения усилий библиотеки с другими заинтересованными организациями. В Коми республиканской юношеской библиотеке в 2009 году продолжалось развитие сотрудничества с Республиканским некоммерческим фондом Возрождение. В период c 17 по 20 марта в юношеской библиотеке была проведена библиотечная акция Наркотики не пройдут!. Были подготовлены обзоры литературы, книжная выставка Вера, надежда, любовь. Читателям раздавали закладки с антитабачной рекламой, с советами, как бросить курить.

В рамках общероссийской акции Здоровье детей – неприкосновенный запас нации в общеобразовательных школах совместно с координаторами центра Возрождение был проведен цикл классных часов по профилактике никотиновой, алкогольной, наркотической зависимости, в рамках классных часов состоялись тематические беседы, презентации-антирекламы, видеоролики о вреде употребления ПАВ. Идея проведения подобных классных часов по формированию культуры ЗОЖ вызвала интерес и у других преподавателей 8–9 классов, поэтому было принято решение о продолжении цикла,

В республиканской юношеской библиотеки Мордовии к Международному дню борьбы с наркотиками прошла молодежная акция Предупрежден – значит вооружен. К этому дню были приурочены дискуссионные качели Дорога к беде. Чем рискует человек, пристрастившийся к наркотикам, как поступить, если тебе предложат покурить травки, есть ли безобидные наркотики, какие существуют наказания за распространение наркотиков – на эти вопросы воспитанниками социально-реабилитационного центра Радуга искали ответы вместе с библиотекарем. В заключение встречи был проведен обзор литературы по книжной выставке Наркотики – опасно для жизни.

В Курганской области библиотекарями Петуховского района при финансовой поддержке Администрации района был реализован проект Здоровое поколение 21 века.

Библиотеки города Мурманска в рамках акции Молодежь выбирает здоровье организовали: круглый стол с участием психолога комплексного центра социального обслуживания молодежи Когда тебе трудно. Подросток в экстремальной ситуации; час информации Мы за здоровый образ жизни.

В Ульяновске прошла акция Антитабак. В акции с удовольствием принимали участие дети и взрослые. В фойе библиотеки посетители могли ознакомиться с материалами, представленными на выставке, в ходе познавательной мини-игры Вся правда о табаке участники разыгрывали ситуации отказа от курения, с задором забивали гвоздь в импровизированную сигарету под девизом Забей на сигарету и оставляли свои пожелания, размышления по поводу курения. Также все желающие могли посмотреть мультфильм Медведь и трубка.

В 2009 году в Казани проходил республиканский антинаркотический марафон, в котором принимала участие и библиотека. В рамках марафона организована встреча-беседа учащихся с преподавателем медицинского университета, тема встречи – Ислам и здоровье.

Сотрудниками Коми республиканской юношеской библиотеки 11 августа был проведен День здоровья Будущее России – здоровая молодежь, в рамках которого состоялись: видеочас Знать, чтобы не оступиться, на который были приглашены подростки из социальных центров, в информационных окнах КРЮБ демонстрировались тематические выставки-просмотры Береги себя для жизни, Полезные привычки, прошел мини-концерт с участием координаторов республиканского центра Возрождение. В рамках общероссийской акции Здоровье детей – неприкосновенный запас нации в общеобразовательных школах совместно с координаторами центра Возрождение был проведен цикл классных часов по профилактике никотиновой, алкогольной, наркотической зависимости, в рамках классных часов состоялись тематические беседы, презентации-антирекламы, видеоролики о вреде употребления ПАВ. Идея проведения подобных классных часов по формированию культуры ЗОЖ вызвала интерес и у других преподавателей 8–9 классов, поэтому было принято решение о продолжении цикла, что в свою очередь имеет положительную сторону, поскольку информационная работа по профилактике злоупотребления ПАВ требует систематического и комплексного подхода.

Разнообразные по формам и разноаспектные по содержанию мероприятия ярко и активно проходят в библиотеках.

В Республиканской детско-юношеской библиотеке Чувашии прошла читательская конференция по повести Екатерины Вильмонт Секрет подозрительного профессора. В своем произведении автор поднимает проблемы нравственного становления современных подростков. В работе читательской конференции приняла участие юрисконсульт при МВД Чувашской Республики Надежда Гаврилова. В ходе обсуждения ребята смогли высказать свое отношение не только к распространению курения и употребления алкоголя в подростковой среде, но и об участии подростков в организованной борьбе наркобизнесом и наркодельцами. А Надежда Алексеевна объяснила ребятам на примерах героев книг, как нужно действовать в подобных ситуациях, не подвергая свою жизнь опасности.

Коми республиканская юношеская библиотека. 17 марта координатор республиканского фонда Возрождение провел профилактическую беседу с видеопрезентацией о вреде курения для студентов Сыктывкарского кооперативного техникума. На встрече демонстрировались отрывки из документальных фильмов, рассказывалось о последствиях употребления наркотиков и сигарет. В завершении проведена викторина В объятиях табачного дыма. Ребятам был предложен обзор литературы о профилактике алкоголизма табакокурения в молодежной среде. Результаты мини-опроса подтверждают, что после диалогов о здоровье у многих подростков изменилось отношение к курению и алкоголю.

В республиканской юношеской библиотеке Мордовии Дню борьбы со СПИДом была посвящена конференция СПИД. Можно ли остановить эпидемию?. Эпиграф конференции Не погибни из-за невежества!. Эти слова взяты не случайно – анкетирование подростков говорит о том, что знания об этом грозном заболевании отрывочные, ненаучные. Конференция была подготовлена со студентами Саранского строительного техникума, с трудными подростками. Сами подростки выступили в несколько непривычной для них роли людей разных профессий: журналист, вирусолог, врач-инфекционист, социолог. Их рассказ был иллюстрирован медиапоказом.

В целях антиалкогольной пропаганды, профилактики табакокурения библиотекой активно использовались различные формы мероприятий: час-размышление, диалог-предостережение, беседы, литературные обозрения и др.

Так, на часе-размышлении Курение – за и против обсуждался волнующий подростков вопрос: Если ты куришь, то почему? Во время часа были проведены ситуационные игры, в ходе которых ребята всевозможными способами должны были отказаться от предложенной сигареты. Проигрывая такие ситуации, подростки в дальнейшем смогут противостоять соблазнам.

День здоровья Здоровье как жизненный приоритет прошел под девизом В здоровом теле – здоровый дух. В программе Дня: конкурсно-развлекательная программа Спорт – это здоровье, экскурсия в мир лекарственных трав Нам от болезней всех полезней, обзор литературы Береги здоровье смолоду, игра-конкурс Мы здоровые ребята.

Урок спортивного мужества Бессмертие красоты и силы был посвящен молодым спортсменам, которые достигли высот в различных видах спорта. Особое внимание было уделено спортсменам-землякам. В рамках Программы провели социологическое исследование Спорт и книга, которое явилось необходимым этапом для дальнейшего изучения отношения молодёжи к здоровому образу жизни, к спортивной литературе, к физкультуре и спорту.

Вологодская областная юношеская библиотека им. В.Ф. Тендрякова в рамках реализации областной целевой программы Профилактика преступлений и других правонарушений в Вологодской области на 2009-2012 гг. подготовила выступление с темой Быть здоровым – престижно! в вологодской колонии для несовершеннолетних п. Паприха – 31 августа (60 человек).

В Республиканской юношеской библиотеке Татарстана для учащихся Казанского медико-фармацевтического училища, специализированной школы-интерната № 4 (всего 110 чел) проведен Час интересных сообщений О, спорт, ты – мир!, посвященный истории организации Универсиад, традициям и символике их проведения, истории студенческого гимна Гаудеамус, с демонстрацией видеороликов о спортивных сооружениях столицы Татарстана.

В Костромской областной юношеской библиотеке прошёл цикл мероприятий, приуроченный к празднованию Всемирного дня здоровья Марафон здоровья, который включал в себя встречу читателей с преподавателями и студентами факультета физической культуры и спорта КГУ им. Н.А. Некрасова, организацию выставок по вопросам здоровья и красоты Спорт – стиль жизни, Здоровье: приятное с полезным.

В Республиканской детско-юношеской библиотеке Чувашии очень интересно и познавательно прошли мероприятия в рамках Всемирного дня борьбы с курением (27 мая мозговой штурм Атака на табак, борьба с курением) и Всемирного дня отказа от курения (19 ноября мозговой штурм О чем умалчивает реклама?).

Во время мозгового штурма среди подростков Атака на табак, борьба с курением ребята просмотрели слайды с комментарием врача-нарколога Табачная эпидемия – что же будет со всеми нами. После обсуждения причин пристрастия к табаку, перед ребятами была поставлена конкретная задача – найти альтернативу каждой причине начала употребления сигарет. Каждый из группы смог высказать свои мысли относительно ее решения без всякой оценки со стороны сверстников, что позволило рождению новаторских идей отказа от курения самими подростками.

После каждого мероприятия проводилось анкетирование по изучению удовлетворенности пользователей. Результаты показали, что мероприятия ребятам понравились, тематика очень актуальна сегодня. В анкетах ребята высказывали, что во время мероприятий они получили полезную, нужную информацию, которая им пригодится в будущем.

В Костромской областной юношеской библиотеке традиционным стало проведение областного творческого конкурса среди молодежи. В 2009 году он носил девиз: Выиграй здоровье!. Работы принимались по двум номинациям:

– агитплакат Учись говорить Нет!; – сочинение Мой образ жизни.

Возрастная категория конкурсантов – от 12 до 24 лет. Участниками конкурса стали молодые читатели различных районов Костромской области. Прислано было более шестидесяти работ. В августе в фойе библиотеки читатели смогли увидеть работы участников конкурса и выразить свои пожелания жюри.

Разнообразные, нестандартные формы используются для формирования здорового образа жизни у молодых в Мурманской области. Для старшеклассников Снежногорска прошло театрализованное представление Жизнь прекрасна, если у тебя есть будущее, Востребованы тренинги, беседы с элементами игры Вредным привычкам – нет!. Ребята заполняют опросный лист Быть здоровым – модно, читать книги – престижно. Литературный час Не отнимай у себя завтра и час информации Наркотики – полет, но в конце – всегда падение в подростковом клубе Память организовали сотрудники библиотеки № 7 Мурманска. Читатели библиотеки № 8 приняли участие в дискуссии Предупреждение пивного алкоголизма и в устном журнале Наркотическое зло.

Работала школа Формула здоровья. Интерес учащихся вызвали откровенные разговоры на тему: Хочешь быть здоровым – будь: это правильный путь!, Взвесить за и против ,Жертвы гамбургеров, Модный синдром (о синдроме хронической усталости школьников), Невзгодам вопреки.

В рамках декады SOS в библиотеках использовались интерактивные формы работы:

– акции Территория здоровья с презентацией идеи Здоровым быть модно! (Североморская ЦБС); От отчаяния – к надежде (Зверосовхозский филиал Кольской ЦБС); Брось курить!, Молодежь против СПИДа (Оленегорская ЦДБ); Невзгодам вопреки (ЦДБ Полярного);

– тренинги Мое здоровье – основа моей жизни, Будь в курсе. Правила уверенного отказа, Наркотики – трагедия и боль (Ловозерская ЦБ);

актуальность здорового образа жизни

– информ-досье, слайд-шоу, беседы-диалоги по темам: Объявляю наркотикам войну!, Знаменитости против наркотиков, Сквернословие и здоровье, Знаки на теле, Фильтруйте звук, господа аудиалы! (ЦГБ Полярного);

– дискуссия Многоликое снадобье беса (ЦДБ Полярного);

– час информации Умей сказать НЕТ! (МБО Видяево);

В республиканской юношеской библиотеки Мордовии проведены Диалог-предостережение Курение или здоровье? Выбирайте сами, Проблемный разговор Добровольные пленники Бахуса, которые были проиллюстрированы медиапоказом.

Одним из главных событий 2009 года в деятельности Рязанской областной юношеской библиотеки им. К.Г. Паустовского стал Областной юношеский конкурс плаката Мир без наркотиков.

В Самарской областной юношеской библиотеке прошло Кардиошоу.

В Центральной универсальной молодёжной библиотеке г. Барнаула состоялся Нетрадиционный урок здоровья с участием журналистки Л. Кухаревой: мастер-класс по обливанию водой, хождению по стеклу, массажу и т.д. ( посетило 48 чел.).

В Ульяновской областной библиотеке для детей и юношества имени С.Т. Аксакова многократно проведена для подростков города и области интеллектуально спортивная игра Здоров будешь – всё добудешь.

Республиканские, краевые, областные юношеские и детско-юношеские библиотеки, являясь координирующими центрами для библиотек своего региона по работе с молодежью, разрабатывают инструктивно-методические документы, организовывают и проводят обучающие семинары, оказывают консультационные услуги по развитию в библиотеках этого направления деятельности.

В Республиканской юношеской библиотеке Татарстана с целью активизации работы библиотек республики по организации мероприятий, направленных на спортивно-оздоровительное воспитание молодёжи, пропаганду здорового образа жизни, а также совершенствование форм и методов работы с подростками и молодежью разработано инструктивно-методическое письмо о проведении Года молодежи и спорта в библиотеках республики Библиотека и молодежь: путь к здоровью, размещенный на сайте РЮБ. Настоящее издание содержит целый ряд рекомендаций по организации в библиотеках блиц-опросов, анкетирования, конкурсов и многих других библиотечных акций, отличающихся оригинальностью, нетрадиционной подачей материала. Например, предлагается открыть залы спортивной литературы, внедрить проект Читай и ты победишь!, провести занимательные мероприятия Спринтерское чтение, Библиотечное ориентирование, Читательский забег и много других предложений.

Главными и ведущими специалистами РЮБ разработана методическая консультация Роль библиотеки в популяризации массовых видов спорта и физической культуры в рамках проведения Года спорта, которая использовалась в ходе двух районных семинаров для библиотекарей районных ЦБС, а также в ходе Дня информации Молодежь. Образование Библиотека для библиотекарей школ г. Казани.

Совместно с отделом культуры администрации Ново-Савиновского района г. Казани был проведен семинар Проблемы нравственного воспитания. Пропаганда здорового образа жизни с приглашением заведующих библиотечными филиалами и психологов учебных заведений города (28человек).

Кемеровской детско-юношеской библиотекой разработаны рекомендации по использованию в библиотеках конкретных книг по профилактике наркомании у детей и подростков.

В Томской областной детско-юношеской библиотеке проведены семинары для специалистов по профилактической деятельности совместно с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков России по Томской области. 4 областных семинара по теме: Альтернативные формы профилактической работы в образовательных учреждениях подготовлены для педагогов, воспитателей классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе школ г. Томска.

Программа семинаров всегда насыщенная и интересная. Привлекаются представители организаций, которые давно и успешно занимаются альтернативными формами профилактической работы с детьми и подростками. Среди них такие учреждения как: Томский областной благотворительный общественный фонд Сибирь – СПИД – Помощь; Отдел медицинской профилактики Департамента здравоохранения Томской области; МОУ ДОД – Дом детского творчества Планета; МОУ ДОД – Дом детства и юношества Кедр и другие. Представители организаций представляют презентации своей деятельности и отвечают на вопросы участников семинара. Слушатели семинара смогли познакомиться с замечательным опытом работы своих коллег и приобрести надежных партнеров. Количество участников на каждом семинаре – более 100 человек.

Специалисты Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества в рамках Губернского книжного экспресса провели консультации для сотрудников муниципальных и школьных библиотек: Спортивно-интелектуальная игра Здоров будешь – всё добудешь.

Широко используются в работе библиотек малые формы издательской продукции- памятки, закладки, буклеты, издаются методико-библиографические материалы.

Очень важно к программам профилактики привлекать самих школьников и студентов профильных вузов (психологических, медицинских, педагогических и т.д.) в качестве волонтеров. Студенты имеют малую возрастную разницу со школьниками и могут общаться с ними на одном языке. Однако студенты уже поступили в вуз, т.е. воплотили один из ближайших планов многих школьников, поэтому они одновременно обладают большим авторитетом. Тем самым повышается вероятность более легкого восприятия и усвоения преподносимой студентами информации, что приведет к более активному ее применению.

Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования

Актуальность темы исследования. Актуальность данного исследования определяется двумя основаниями, особенно ярко проявившимися на современном этапе развития общества: во-первых, это общепризнанная значимость здоровья людей как условия развития и процветания человечества, с одной стороны, и личностная ценность здоровья для жизни каждого конкретного человека, с другой стороны; а во-вторых, это отмечающееся в настоящее время специалистами (педагогами, психологами, медиками, социологами) неблагоприятное влияние системы общего образования на здоровье всех субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей и родителей учащихся. Обоснуем данный тезис.

Среди проблем, оказавшихся в центре внимания современного человечества в числе первых стоит проблема здоровья, глобальность которой не требует обширных доказательств. Достаточно одного факта: пожелание здоровья – это почти каноническое пожелание, которое, как правило, адресуют люди разных стран, разных национальностей, разного мировоззрения, разного вероисповедания друг другу в честь того или иного знаменательного события. «Желаю счастья, здоровья и успехов (в жизни, в работе, в творчестве, в любви и прочее в зависимости от индивидуальности конкретного адресата)», – пишут и говорят они друг другу. Этот банальный пример служит веским аргументом «вселенской значимости» здоровья как основы жизни и условия выживания человека на Земле. Одновременно можно констатировать и такой парадокс: по словам известного отечественного хирурга, профессора Н. М. Амосова, здоровье является ценностью, которую люди обнаруживают только после того, как его теряют.

Изучение феномена здоровья человека открывает поразительные противоречия человеческой природы: 1) люди хотят быть здоровыми и мало что для этого делают; 2) знают, что следует делать для улучшения здоровья и не делают; 3) знают, чего не следует делать для сохранения здоровья и продолжают это делать; 4) дают другим советы, как быть здоровыми, которым сами не следуют; 5) идут лечиться к врачам и часто им не доверяют; 6) желают друг другу здоровья и совершают действия, разрушающие здоровье тех, кому они его недавно желали; 7) просят совета, но, получив его, ему не следуют; 8) чаще всего имеют представление о здоровом образе жизни, а «здоровую» жизнь не ведут. Наряду с обозначенными антиномиями можно наблюдать и противоречия другого порядка: 1) XX и начало XXI века характеризуются, с одной стороны, значительным прогрессом медицинской науки и практики, а с другой стороны, резким ухудшением здоровья населения цивилизованных стран; 2) медицина «побеждает» одни болезни, однако на смену им тут же «приходят» другие, более грозные, причинная обусловленность которых зачастую выходит далеко за рамки биологической природы человека. Все это, по-видимому, можно считать причиной недостаточнополной разработки в XX веке понятия «здоровый образ жизни», которое в настоящее время получило широкое распространение и активно употребляется как в науке, так и в обыденной жизни. В 1970–1980 годах стали появляться работы, посвященные разработке понятия «образ жизни» (А. П. Бутенко, В. А. Грушин, В. С. Марков, М. Н. Руткевич, Э. В. Струков, В. В. Толстых, Г. X. Шахназаров и др.). И практически сразу же заговорили о такой качественной характеристике жизни, которая была обозначена понятием «здоровый образ жизни». Благодаря тому, что именно здоровый образ жизни считается одним из определяющих факторов здоровья человека, в настоящее время сложилось достаточно четкое представление о его составляющих (Ю. Д. Глушков, Д. Н. Давиденко, В. И. Жолдак, Л. А. Калинкин, Н. Коршунов, П. В. Половников, В. М. Розин, В. Ю. Салов и др.). Однако, несмотря на все это за последние годы проблема здоровья обострилась до такой степени, что вышла за рамки медицины и здравоохранения и приобрела национальный и общегосударственный характер. Анализируя состояние здоровья населения России, Совет Безопасности выявил острейшие и грозные факторы, от которых, в конечном счете, зависит здоровье и благополучие не только ныне живущих людей, но и будущих поколений.

Принято считать, что здоровье человека определяется, по крайней мере, четырьмя факторами: 1) генетической конституцией человека, 2) состоянием окружающей его природной и социальной среды (в том числе и уровнем материального благополучия общества), 3) образом жизни (и в том числе уровнем культуры и образованности человека), 4) уровнем развития медицинской науки и практики. Данный тезис позволяет сделать ряд выводов.

Согласно первому, больное поколение не может воспроизвести здоровое потомство; согласно второму, людям следует пользоваться благами природы, помня о своей принадлежности к ней, и согласно третьему выводу, людей, а особенно детей можно и нужно учить быть здоровыми через воспитание соответствующего поведения и целенаправленное формирование у них положительной установки на активное поддержание своего здоровья в течение всей жизни. Решение данной глобальной задачи возможно при наличии специального общественного института. Считается, что таким институтом для человека в первую очередь является семья, условия проживания в которой обеспечивают ему воспитание навыков поддержания здоровья. Однако содержание этих навыков, согласно данным опросов учащихся общеобразовательных школ и студентов средних специальных и высших учебных заведений, ограничивается, как правило, выполнением общепринятых гигиенических процедур, обеспечивающих уход за телом. Только 7,8 % опрошенной молодежи в качестве оздоровительных мероприятий, практикуемых в их семье, назвали утреннюю зарядку, занятия спортом и получающую в настоящее время достаточно широкое распространение такую закаливающую процедуру, как обливание холодной водой. Отсюда можно заключить, что современная семья в малой степени готова к решению проблемы здоровья детей. Причины этого видятся, во-первых, в недостаточной, чаще всего ограниченной только медицинскими аспектами компетентности родителей в вопросах здоровья; во-вторых, в отсутствии в обществе, и в том числе в семье, среды, которая бы обусловливала именно здоровый образ жизни; и, в-третьих, в отсутствии в обществе механизмов, обеспечивающих гарантированное формирование у индивидов потребности в здоровом образе жизни. Таким образом, очевидно социальное противоречие между общественной значимостью индивидуального здоровья каждого человека как определяющего условия развития общества и недостаточной деятельностной активностью личности в укреплении своего здоровья, что является фактором, тормозящим это развитие.

Следовательно, для разрешения данного противоречия необходимы действия, направленные на формирование положительного отношения личности к своему здоровью как условию его полноценной, то есть счастливой и успешной жизни, а также важна целесообразная система обучения человека, и в первую очередь растущего, здоровому образу жизни. В современных условиях такая система обучения может быть обеспечена в рамках общеобразовательной школы, через которую проходит сегодня преобладающее большинство детей. Кроме того, со школой связан практически и каждый взрослый, если он является родителем (или прародителем). Причем длительность этой связи определяется временем обучения в школе его детей и внуков. Данный факт позволяет школе ставить и решать задачи аналогичного обучения и по отношению к родителям, дети которых являются ее учащимися. Однако результаты медицинских осмотров школьников и анализ школьного образования в части его содержания и организации свидетельствуют о том, что школа не только не обеспечивает здоровья учащихся, но более того является серьезным фактором его разрушения. И это несмотря на четко разработанные санитарно-гигиенические требования к организации учебного процесса, за соблюдением которых санэпидстанция каждого региона ведет достаточно строгий контроль.

О сложной ситуации, сложившейся в нашей стране со здоровьем учащейся молодежи, свидетельствует и социальная обстановка. Так, не требует особого доказательства очевидный факт, что последнее десятилетие проходит под знаком социальной дезадаптации молодежи, свидетельство чему рост числа правонарушений, уровня алкоголизации, наркотизации и количества суицидов среди подростков и молодежи. При этом «печальной приметой настоящего момента» является неуклонное снижение «возраста» названных проблем, то есть их возникновение уже у школьников. Констатация этого дает основание говорить об определенной причастности массовой школы к возникновению данной ситуации. Не снимая безусловной ответственности с семьи, мы все-таки склонны считать, что и семейные проблемы это в некоторой мере результат недостаточной компетентности школьных учителей в вопросах обеспечения здоровья учащихся как одного их важнейших условий их социального благополучия.

Об актуальности заявленной темы свидетельствуют также следующие положения: 1) пункт 1 статьи 2 Закона Российской Федерации об образовании, в котором излагается ряд принципов, утверждающих гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития человека, что, естественно, должно быть обязательным для любой системы образования; 2) положение из раздела 1.3. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031200.00 «Педагогика и методика начального образования» «Квалификационная характеристика выпускника», согласно которому «выпускник, получивший квалификацию учитель начальных классов… должен быть готовым… обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе» (124, с. 2); 3) одно из фундаментальных положений Программы развития среднего педагогического образования, сформулированное на основе анализа тенденций развития России в последние десятилетия XX века, в соответствии с которым одной из четырех стратегических задач, намеченных к реализации в ближайшие годы системой образования, является «сохранение и укрепление здоровья детей и подростков» (331, с. 5–6).

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в настоящее время осознается как педагогическая. В связи с этим в последние два-три десятилетия появились исследования, направленные на поиски путей и способов сохранения, сбережения здоровья учащихся в условиях педагогического процесса и педагогическими средствами. Среди них можно назвать работы Н. П. Абаскаловой, В. Ф. Базарного, Т. М. Балбековой, Т. А. Берсеневой, В. Н. Волкова, С. П. Гайдуковой, А. А. Грошевой, Г. К. Зайцева, В. В. Ильющенкова, В. П. Казначеева, В. В. Колбанова, Л. Г. Татарниковой, 3. И. Тюмасевой, Н. Н. Шаровой и др.

При этом каждый исследователь ведет поиски в своем направлении.

Так, некоторые видят решение проблемы сохранения здоровья учащихся в создании на базе школ кабинетов фитотерапии, физиотерапии, массажа, лечебной физкультуры (ЛФК) и прочего тому подобного, и даже школьных поликлиник, в которых за здоровьем детей будут наблюдать специалисты. Е. П. Ильин, Э. М. Казин, Л. А. Калинкин, А. М. Козин, Л. Г. Лушпа, С. И. Петухов, С. Г. Сериков, Н. Б. Серова, А. Г. Сухарев, А. И. Федоров, и другие считают, что сохранение и укрепление здоровья детей – это прерогатива системы физического воспитания, и предлагают различные способы ее модернизации, интенсификации, оптимизации. А. Л. Виноградову, С. Дерябо, Ф. Л. Доленко, К. С. Жижину, Ю. И. Карташову, А. Р. Квасову, Г. А. Кураеву, М. В. Мишкову, С. Ю. Соловьеву, И. О. Чорояну и другим представляется целесообразным усилить работу по диагностике и коррекции физического и психического здоровья школьников; В. П. Осотова и некоторые другие ученые находят полезным усилить контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса.

Исследования во всех обозначенных направлениях, несомненно, полезны благодаря их ориентированности на сохранение и укрепление физического здоровья учащихся в условиях школьного обучения. Однако кардинального изменения положения дел со здоровьем школьников, как показывает практика, предлагаемые в них подходы не обеспечивают. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что здоровье человека – это достаточно сложное явление в силу сложности его носителя – человека. Именно поэтому появляются работы, авторы которых делают попытки подойти к исследованию здоровья человека с позиции других гуманитарных наук, и прежде всего психологии (В. А. Ананьев, О. С. Васильева, Н. Е. Водопьянова, И. Н. Гурвич, И. В. Ежов, Г. С. Никифоров, Ф. Р. Филатов и др.), а также, что наиболее важно для нас, с позиции педагогики как науки, для которой воспитание человека во всех отношениях (в том числе и в плане здоровья) является и целью, и результатом (А. В. Атраушев, М. В. Адамова, М. В. Артюхов, Л. Г. Качан, Г. К. Зайцев, Э М. Казин, 3. И. Тюмасева и др.).

Осознание педагогами (учеными и практиками) связи между здоровьем учащихся и процессом их образования стало причиной появления достаточно большого количества исследований, в которых предлагаются подходы к решению проблемы здоровья детей при помощи сугубо педагогических средств. Прежде всего, это обучение здоровью детей, подростков и учащейся молодежи. Так, Н. П. Абаскалова, Л. Г. Татарникова, С. В. Чайкин и др. предлагают валеологизировать содержание образования, дополняя учебные предметы вопросами, связанными со здоровьем человека; Т. В. Глазун, С. Д. Дерябо, М. Ю. Кондратьев, Н. Н. Хасанова, К. Д. Чермит, С. М. Чечельницкая, А. В. Шаханова, А. И. Щетинская и др. считают необходимым реализовывать в общеобразовательных школах образовательные программы укрепления здоровья школьников. Большое количество исследований посвящено разработке здоровьесберегающих технологий и диагностики их эффективности (Т. В. Ахутина, Р. А. Лайшев, В. И. Ковалько, А. В. Родионов, В. А. Родионов, Н. К. Смирнов и др.). Важно отметить также исследования, посвященные разработке способов использования средств физического воспитания в оздоровлении учащихся (В. С. Быков, Я. С. Вайнбаум, М. Я. Виленский, Л. И. Лубышева, В. Ф. Heретин и др.) и обеспечения их оптимальной двигательной активности в процессе образования (Э. М. Казин, Е. А. Каралашвили, Л. Г. Лушпа, А. И. Федоров и др.), а также изучению процесса адаптации учащихся к условиям обучения с целью разработки наиболее адекватных этому процессу, ибо скорость адаптации к условиям окружающей среды, как известно, – один из показателей уровня здоровья индивида (Р. М. Баевский, С. Г. Гуров, К. В. Дмитриева, Н. К. Казазаева, И. В. Соболева, В. А. Шерстяных и др.). В последнее время все больше появляется исследований, посвященных разработке способов сохранения и укрепления здоровья учащихся средствами самого образования (Т. А. Берсенева, В. В. Ильющенков, А. И. Киколов, А. М. Куликов, Л. Кузнецова, Е. Е. Чепурных и др.). Представляют интерес работы, в которых поднимаются в связи со здоровьем вопросы полового воспитания подрастающего поколения (Г. М. Брадик, А. Г. Зайцев, Г. К. Зайцев и др.).

С разработкой подходов к становлению здоровья учащихся образовательных учреждений различных уровней связаны исследования, в которых здоровье рассматривается как категория валеологии (Г. К. Зайцев, В. П. Казначеев, М. Л. Кузнецова, В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова, 3. И. Тюмасева и др.). В рамках данного научного направления разворачивается исследование здоровья детей, имеющих различные отклонения в развитии, а следовательно, и в здоровье. Однако среди всех исследований по проблеме здоровья учащихся наиболее ценными, на наш взгляд, являются те, в которых предлагается и разрабатывается комплексный подход к его сохранению и укреплению. Это разработки программ для школ, входящих в Европейский союз школ укрепления здоровья (ЕСШУЗ). Следует также отметить работы, направленные на исследование здоровья учителей (Т. А. Берсенева, Л. Б. Дыхан, В. Зацепин, Г. К. Зайцев, С. Ю. Лебедченко, В. В. Колбанов, Л. М. Митина, И. И. Новоселова и др.).

актуальность здорового образа жизни

Анализ данных исследований показывает, что коррекции с позиции здоровья подвергаются практически все компоненты педагогического процесса и все составляющие системы образования, что в полной мере подтверждает актуальность заявленной в нашем исследовании проблемы, а приводимые в этих исследованиях данные свидетельствуют о достаточно доказательной результативности предлагаемых в них подходов. Однако многие из них достаточно затратны в материально-финансовом плане, что является, на наш взгляд, серьезным препятствием для их повсеместного внедрения в педагогическую практику, а многие подходы «привязаны» к экологическим условиям того или иного региона, что также затрудняет широкое распространение их результатов и потому кардинально не влияет на ситуацию со здоровьем школьников.

Все вышеизложенные рассуждения выводят еще на два противоречия, разрешение которых определяет актуальность данного исследования. Во-первых, – это противоречие между потребностью общества в высоком уровне здоровья подрастающего поколения как условия дальнейшего развития общества и недостаточной результативностью существующих образовательных концепций и педагогических средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья школьников в условиях педагогического процесса; во-вторых, это противоречие между определяющей значимостью для здоровья личности здорового образа жизни и недостаточной эффективностью воспитательных мер, предусматривающих формирование у растущего человека готовности к поведению в соответствии с требованиями здорового образа жизни.

Мы считаем, что эффективных результатов в решении проблемы здоровья школьников можно достичь, если направить усилия на создание в образовательном учреждении соответствующей среды, контекстно обусловливающей здоровый образ жизни субъектов педагогического процесса, который, как принято считать, и является основой для сохранения и укрепления их здоровья. Отсюда вытекает проблема исследования: при каких организационно-педагогических условиях возможно формирование здорового образа жизни учащихся и учителей как субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования?

Сформулированная данным образом проблема позволила определить тему исследования – «Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования».

Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и практической реализации педагогической концепции формирования здорового образа жизни учащихся и учителей как субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования.

Объект исследования – целостный педагогический процесс современной общеобразовательной школы, а предмет – процесс формирования здорового образа жизни учащихся и учителей как субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования.

Ключевой идеей данной педагогической концепции является положение о возможности и необходимости такой организации целостного педагогического процесса современной школы, при которой обеспечивались бы условия формирования здорового образа жизни учащихся и учителей как взаимодействующих субъектов. В качестве основы для реализации данной идеи выступает моделирование здоровьетворящего образования, которое представляет собой не отдельный образовательный процесс, а специфическую функцию целостного педагогического процесса, его качественную, имманентную характеристику, определяющую направленность всех структурных компонентов педагогического процесса на формирование у учащихся и учителей готовности к творению своего здоровья. Доминантным условием, обеспечивающим достижение данной цели, является содержательно и структурно организованное взаимодействие учащихся и учителей в направлении сознательной, систематической и долговременной деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья как компонента культуры личности. Содержательным эквивалентом такой культуры выступает готовность к здоровьетворению как личностное качество индивида, обусловливающее определенное качество образа его жизни.

На основе вышеобозначенной ключевой идеи мы выдвинули гипотезу исследования: формирование здорового образа жизни учащихся и учителей как субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования будет обеспечиваться в процессе реализации педагогической концепции, основу которой составляют следующие положения.

1. Здоровьетворящее образование есть имманентное свойство, сущностная характеристика целостного педагогического процесса, ориентированного на здоровье его субъектов, и наряду с тремя его функциями (обучающей, воспитывающая и развивающей) представляет собой еще одну – оздоровительную/здоровьетворящую функцию.

2. Здоровьетворящее образование обеспечивается в результате организации содержательно и структурно соотнесенного взаимодействия учащихся и учителей, выступающих в качестве субъектов педагогического процесса, и приводит к созданию условий формирования здорового образа их жизни, личностной основой которого является готовность к здоровьетворению. При этом наличие готовности к здоровьетворению и здоровый образ жизни учителей выступает принципиально важным основанием и решающим фактором в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

3. Здоровьетворящее образование осуществляется на основе его структурно-содержательной модели, разработанной с учетом сущностных характеристик понятий «человек», «здоровье», «образование», «творение», «здоровый образ жизни».

4. Реализация здоровьетворящего образования обеспечивается системным (упорядоченным) включением учащихся и учителей в активную здоровьетворящую деятельность (то есть деятельность по сохранению и укреплению своего здоровья) в учебное и во внеурочное время в течение каждого учебного дня на основе комплекса следующих организационно-педагогических условий:

а) построения педагогического процесса на основе принципов здоровьетворящего образования, органично сочетающихся с принципами обучения и воспитания;

б) применения здоровьетворящих педагогических технологий, обеспечивающих одновременное решение общеобразовательных задач и формирование у учащихся и учителей готовности к здоровьетворению как определяющему фактору здорового образа их жизни;

в) присвоения каждому компоненту педагогического процесса (цели, содержанию, методам и организационным формам) здоровьетворящей функции, что позволяет создать в рамках этого процесса образовательную среду, отвечающую требованиям здорового образа жизни.

5. Здоровьетворящее образование осуществляется на основе разработанного научно-методического обеспечения всех его структурных компонентов (цели, принципов, содержания, педагогических технологий, организационных форм) и критериально-оценочного аппарата его оптимальной реализации в современной общеобразовательной школе.

6. Эффективность здоровьетворящего образования определяется соответствующей подготовленностью педагогических кадров и наличием в школе специалиста [учителя здоровья (педагога-валеолога), организатора оздоровительной работы или другого специально подготовленного педагога], выступающего в качестве функционального центра такого образования.

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования определены следующие задачи:

1) проанализировать сложившиеся к настоящему времени в педагогической теории и практике социально-педагогические предпосылки формирования у субъектов педагогического процесса здорового образа жизни в процессе образования и средствами образования;

2) обосновать совокупность теоретических положений, регулирующих организацию в современной общеобразовательной школе образования, направленного на формирование здорового образа жизни учащихся и учителей как субъектов педагогического процесса;

3) выявить и обосновать методологические подходы, составляющие базис исследования проблемы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования;

4) разработать педагогическую концепцию реализации здоровьетворящего образования, выступающего в качестве основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования;

5) конкретизировать в педагогическом аспекте понятие «здоровьетворящее образование», представив его как педагогическую категорию;

6) на основе определения понятия «здоровьетворящее образование» разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель здоровьетворящего образования;

7) выявить особенности включения субъектов педагогического процесса (учителей и учащихся) в реализацию здоровьетворящего образования в современной общеобразовательной школы;

8) разработать методические подходы к кадровому обеспечению здоровьетворящего образования в современной общеобразовательной школе;

9) разработать научно-методическое обеспечение здоровьетворящего образования, ориентированного на формирование здорового образа жизни субъектов педагогического процесса;

10) разработать три вида критериев оценки результатов экспериментальной работы: а) критерии реализации здоровьетворящего образования в современной общеобразовательной школе, б) критерии сформированности у субъектов педагогического процесса готовности к здоровьетворению и в) критерии оценки здорового образа жизни субъектов педагогического процесса.

Методологическая база исследования определяется его спецификой, показателями которой являются, во-первых, постепенное вхождение понятия «здоровье» в тезаурус педагогики, так как здоровье человека в настоящее время рассматривается не только в медико-биологических, но также в психологическом, педагогическом, социальном и других аспектах; во-вторых, общечеловеческая значимость феномена здоровья как ценности, определяющей качество жизни человечества на земле и принципиально обеспечивающей его выживание; в-третьих, сама сущность здоровья человека, которое рассматривается сегодня как системно-интегративная характеристика человека, определяющаяся синкретичностью природно-культурной сущности его самого. Отсюда философский уровень методологии представлен в исследовании диалектическим методом (Г. Гегель, В. И. Ленин, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.) и системным (К. Маркс, а также А. Н. Аверьянов, Л. Берталанфи, И. В. Блауберг, М. С. Каган, Э. Г. Юдин и др.), деятельностным (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Д. Бэксхерт, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.), синергетическим, (Е. Н. Князева, А. П. Назаретян, И. Р. Пригожий, Г. И. Рузавин и др.), антропологическим (К. Д. Ушинский, Л. Фейербах, Э. Фромм, М. Шелер, а также В. С. Барулин, Б. М. Бим-Бад, Е. И. Исаев, П. С. Гуревич, В. И. Слободчиков и др.) подходами.

Наряду с этим в качестве фундаментальной методологической основы выступает учение о человеке и развитии личности как диалектическом процессе, определяемом спецификой наследственных характеристик человека, особенностями всей совокупности условий среды его обитания и целесообразной направленностью процесса воспитания (Б. Г. Ананьев, Н. М. Бердяев, М. Бубер, Г. Гегель, Э. В. Ильенков, Э. Кассирер, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Спиркин, М. Хайдеггер, Л. Фейербах, И. Т. Фролов, Э. Фромм, П. Тейяр де Шарден, Т. М. Ярошевский и др.). При этом ведущим методологическим положением нашего исследования является тезис о детерминирующей роли в становлении и развитии человека как личности целенаправленного процесса воспитания, построенного на принципах природосообразности, культуросообразности и дополнительности (Я. А. Коменский, Э. Фромм, и Ш. А. Амонашвили, Г. Г. Гранатов, В. П. Зинченко, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, А. В. Кирьякова и др.).

На общенаучном уровне методологию нашего исследования определяют психологические учения о развитии личности и деятельности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фильдштейн и др.), законы дмензиональной онтологии (В. Франки), теория дифференциальных эмоций (К. Изард), концепция гуманистической этики (Э. Фромм), а также теория доминанты А. А. Ухтомского и теория установки Д. Н. Узнадзе.

Конкретно-научный уровень методологии составляют положения гуманной педагогики (Ю. П. Азаров, Ш. А. Амонашвили, А. С. Валявский и др.), нравственной психологии (А. Гармаев, Б. С. Братусь и др.), физиологии высшей нервной деятельности человека (В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, И. М. Сеченов и др.), идеи медицинской науки и практики о здоровье и способах его становления (Гиппократ, Авиценна, а также Н. М. Амосов, Г. Л. Апанасенко, И. А. Аршавский, И. И. Брехман, О. И. Елисеева, А. С. Залманов, М. Л. Лаза-рев и др.), современные достижения педагогов – исследователей и практиков в области разработки способов сохранения здоровья учащихся в процессе образования (В. Ф. Базарный, В. И. Дубровский, Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, Н. Н. Куинджи, С. В. Попов, Г. Н. Сериков, С. Г. Сериков, Л. Г. Татарникова, 3. И. Тюмасева, Б. Н. Чумаков и др.).

База исследования. В процессе исследования нами проводилась экспериментальная работа разного уровня: 1) эпизодические семинары в муниципальных образовательных учреждениях средних общеобразовательных школах (МОУ СОШ) № 67, 28, 20 г. Магнитогорска, № 112 г. Челябинска, Магнитогорском педагогическом колледже, поселке Агаповка Челябинской области; 2) курсовые семинары продолжительностью от года до трех лет в МОУ СОШ № 5, 6, 58, 59, 64, реальной школе при Центре образования «Эго» г. Магнитогорска, МОУ СОШ № 76 г. Челябинска, для педагогов Орджоникидзевского и Правобережного Домов творчества детей г. Магнитогорска, для педагогов различных образовательных учреждений г.г. Миасса и Троицка; 3) экспериментальная работа в направлении частичной реализации нашей концепции в образовательных учреждениях (работа с педагогическими коллективами МОУ СОШ № 31 г. Магнитогорска, Детско-юношеского центра «Экополис» Дворца творчества детей и молодежи г. Магнитогорска, Миасского и Златоустовского педагогических колледжей); 4) проведение уроков здоровья (валеологии) в 10–11 классах МОУ СОШ № 58 г. Магнитогорска. Таким образом, в экспериментальной работе в образовательных учреждениях города и области приняли участие более 1000 субъектов педагогического процесса.

Массаж с Борисом Продухо и Сергеем Чалым

Описание video материала:
http://news.tut.by/health/286574.html
Продолжаем цикл программ «Массаж на рабочем месте». В очередном выпуске, который мы назвали «Спасем ручки от мышки», мы расскажем вам об одной из самых актуальных проблем при работе за компьютером. Речь пойдет о профилактике профессиональных заболеваний, связанных с хронической перегрузкой кистей рук.

Часто доходит до того, что уже становится невозможной работа с мышкой и клавиатурой из-за сильной и постоянной боли в руках, онемения и потери движения. По этой причине 700 000 человек в год вынуждены менять профессию.
Вместе с вами будет просвещаться и оздоравливаться неповторимый экономический обозреватель Сергей Чалый.

Автор и ведущий — мастер массажа Борис Продухо (DBA), тренер здорового образа жизни (Hanzehogeschool, The Netherlands), партнер компании «Наши Лучшие Технологии».