формирование здорового образа жизни дошкольников

Всего голосов за проект:

Номинация проекта: Лучший муниципальный проект Контактное лицо: Кононова Елена Александровна Организатор проекта:

МБДОУ д/с Буратино (Инициативная группа)

Место реализации проекта:

г Удомля (Удомельский р-н, Тверская Область)

Время проведения:

01.09.2011 01.06.2012

Участники проекта:

  • Кононолва Елена Александровна. автор, реализатор, инструктор по ФИЗО;
  • Бабюк Оксана Валерьевна, реализатор, воспитатель;
  • Неверова Алёна Анатольевна, реализатор, воспитатель;
  • Птичкина Анастасия Лизиуановна, реализатор, воспитатель;
  • Анисимова Елена Валерьевна, реализатор, музыкальный руководитель;

Цели проекта:

  • Целью работы по внедрению досуговой деятельности является формирование здорового образа жизни детей 4-7 лет посредством использования досуговой деятельности.

Задачи проекта:

  • 1. Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.
  • 2. Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.
  • 3. Создание условий для удовлетворения биологической потребности ребёнка в движении (развивающая среда).
  • 4. Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма через специально подобранные комплексы физических упражнений и игр с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка;
  • 5. Использование диагностики сформированности представлений о здоровом образе жизни как основы проектирования педагогического процесса.
  • 6. Создание эмоционально – комфортной атмосферы во время досугов.
  • 7. Привлечение родителей и педагогов ДОУ к активному участию как в организации воспитательно – образовательного процесса в целом, так и в организации досуговой деятельности.

Краткое описание проекта:

В проекте раскрыты основные методические подходы к формированию представлений о здоровом образе жизни детей 4-7 лет с использованием различных видов досугов и развлечений. В проекте отражены основные задачи физического развития дошкольников. Создана методическая поддержка семьи ( консультации, собрания, Клуб здоровый ребёнок, опросник). В рамках проекта разработан диагностический инструментарий для анализа уровня сформированности представлений детей о ЗОЖ. Реализация данного проекта позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс в детском саду по формированию дошкольников о ЗОЖ и физическом развитии.

Актуальность проекта:

Береги здоровье смолоду, — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными задача каждого дошкольного учреждения.

Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношения к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряжённый ритм жизни требует от современного человека целеустремлённости, уверенности в своих силах, упорства, и. конечно же, здоровья. Поэтому в современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, обучение их доступным умениям и навыкам, а также формирование привычки к ЗОЖ.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышение работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Поэтому в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают мероприятия, направленные на физическое развитие детей, на формирование ЗОЖ, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемые и эффективные формы работы с детьми.

Механизм реализации проекта:

К физической культуре ребёнок приобщается постоянно, она пронизывает все виды его деятельности.

Работа по физическому развитию с детьми от 4-7 лет в нашем детском саду осуществляется по программе Из детства в отрочество.

Проанализировав задачи, поставленные программой, и формы работы, направленные на решения этих задач, я сделала вывод: программой предлагается недостаточное количество форм работы с детьми по воспитательным задачам, по формированию здорового образа жизни.

На мой взгляд, эффективной формой работы в этом направлении являются досуги.

Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна тем, что создаёт условия для эмоционально-психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, побуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и укреплению навыков, но и благоприятно влияет на детскую психику.

Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых досугов и развлечений, шумных праздников, соревнований и т.д.

Одни развивают сообразительность, другие смекалку, третьи воображение и творчество, но объединяет их общее воспитание у ребёнка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём, совершенствует приобретённый ранее опыт.

Опыт по организации физкультурных досугов, проводимых в нашем дошкольном учреждении, показал их положительный вклад в решение комплекса оздоровительных и воспитательных задач. При рациональном сочетании с занятиями по физической культуре досуги значительной мере способствуют оптимизации двигательной активности детей, повышению их работоспособности.

работа с детьми, работа с педагогами, преемственность со школой, работа с родителями

Дополнительные материалы о механизме реализации:

Файл 1 ( 97.50 Кб )

Файл 2 ( 97.50 Кб )

Эффективность проекта:

Вся перечисленная мною работа ведётся постоянно и систематично.

Выбранные мною формы и методы работы с детьми дают свой положительный результат, который можно проследить по сравнительному анализу результатов диагностики.

В конце года я провела повторную диагностику уровня сформированности осознанного отношения к здоровому образу жизни. Результаты диагностики были следующие:

Для 80% детей здоровье это быть весёлым, счастливым:

Изменился у детей и взгляд на здорового человека.

Исходя из определения детьми здорового человека, все они отвечали, что считают себя здоровыми, потому что они дружные, весёлые и помогают друг другу.

Все дети единогласно дали определение, кто такой спортсмен это человек занимающийся спортом. При этом называли различные виды спорта: плавание, гимнастика, футбол, хоккей и т.д.

Изменился взгляд детей на зарядку.

К концу года у детей расширились представления о частях тела и внутренних органах. Они безошибочно называют части тела и его внутренние органы, объясняя для чего они нужны.

Изменился у детей и взгляд на поведение с другими людьми. Дети считают, что нужно быть вежливыми, не драться, не злиться, не создавать опасные ситуации своим поведением и общением.

В среднем, уровень представления детей о здоровом образе жизни поднялся на 20%.

В течение года с детьми 4-7 лет проводиться 14 досугов, из них: 9 на улице, 5- в зале.

формирование здорового образа жизни дошкольников

Для того, чтобы выяснить правильно ли мною подобраны формы и содержание работы с родителями, я провела сравнительный анализ результатов опроса.

Мнение родителей изменилось. Многие родители, говорят о профилактике простудных заболеваний.

Вновь задавая вопрос об отдыхе семьи я ожидала больших результатов. Но мои ожидания не оправдались. Родители так и сидят дома у телевизора, но иногда они пишут о том, что ходят с детьми в поход или что они больше стали проводить с детьми на улице и дома.

Как видно из анализа, темы и содержание консультаций, проводимых мною для родителей, были подобраны правильно, но необходимо продолжать работу по данному направлению.

С педагогами работа ведётся постоянно и систематически, что тоже даёт свои результаты. Всего за 2011 -2012 год учебный год было проведено:

-групповых консультаций -3;

- индивидуальных около 20.

Вся пе

Дополнительные материалы об эффективности проекта:

Наименование учебного заведния — Здоровый образ жизни,<br /> детский сад компенсирующего вида № 735<br /> Москва<br />
формирование здорового образа жизни дошкольников

Педагогический коллектива ГБОУ детского сада № 735 работает по комплексной Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, и для формирования представленийо здоровом образе жизни у дошкольников использует технологию И.М. Новиковой.

Успешное формирование представлений о здоровом образе жизни у дош­кольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образователь­ном учреждении и семье, создания условий для осуществления педа­гогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребе­нок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Для совершенствования воспитательно-образовательной работы педагогического коллектива по формированию представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни нами были определены следующие задачи:

1. Проанализировать социально-педагогические условия формирования представлений о ЗОЖ в ДОУ и семье

2. Сформировать комплекс нормативно — правового и организационно — методического обеспечения системы работы;

3. Повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей в данном направлении;

4. Разработать модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса и проверить ее эффективность в процессе мониторинга

Важным условием для реализации педагогической работы с дошкольниками является формирование в детском садуздоровьесберегающего пространства.

На озелененной территории детского сада расположены две спортивные площадки: футбольное поле; площадка для игр в волейбол и баскетбол со специальным покрытием. Есть также спортивно-игровой комплекс, полоса препятствий и размеченная трасса для бега и игровой деятельности по правилам дорожного движения. Групповые участки оснащены разнообразным игровым и спортивным оборудованием и соответствуют требованиям техники безопасности. Посадка растений на территории детского сада не затрудняет проветриваемость и инсоляцию игровых площадок. Имеются растения, выделяющие фитонциды: черемуха, туя, ель.

В целях оздоровления воздушной среды в помещениях детского сада проводятся регулярные односторонние и сквозные проветривания. Снижению риска распространения простудных заболеваний, передающихся воздушным путем, способствует обработка аппаратом Кварц.

Укреплению здоровья детей способствует закаливание воздухом и водой. Закаливание воздухом включает воздушные процедуры пос­ле сна, световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года. Закаливание водой предусматривает обширное умывание, контрастное закаливание кистей рук теплой и холодной водой, в теплый период контрастное обливание ног.

В группах с детьми проводят полоскание полости рта (после каждого приема пиши), хождение босиком по массажным коврикам, мок­рым и сухим полотенцам. Точечный массаж стоп выполняется при хождении по мешочкам, наполненным фасолью, горохом, по нашитым пуговицам разной величины.

По медицинским показаниям с детьми проводятся сеансы оздоровительного массажа в специально оборудованном массажном кабинете.

Формированию представлений детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание предметно-развиваюшей среды в группах. Уголки здорового образа жизни оборудованы детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей группы на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных занятий, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и др.

Составной частью здоровьесберегающего пространства являются выставки специальной и детской литературы, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, инфор­мационные стенды для родителей Растем здоровыми, Неболей-ка, Для вас, родители.

Система работы с детьми в нашем детском саду предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными форма­ми работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортив­ные соревнования и праздники.

На занятиях детям сообщаются новые сведения и закрепляются полу­ченные представления. Закрепляются представления лучше в продуктив­ной и предметно-практической деятельности, поэтому занятия строятся как интегрированные. Некоторые занятия с использовани­ем продуктивных видов деятельности полностью посвяще­ны тематике ЗОЖ, что способствует формированию представлений в наг­лядной форме при опоре на чувственный опыт ребенка.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируются предс­тавления детей о человеке как живом существе, его организме и здо­ровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни че­ловека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способству­ющем здоровью и здоровому образу жизни.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируются представле­ния дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.

В ходе физкультурно-оздоровительной работы развиваются физические, психические и нравственные качества детей, воспитывается самостоятельность, творчество. Занятия по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной деятельности, совершенствованию техники основных движений, развитию психофизических качеств, закреплению навыков выполнения обшеразвивающих и спортивных уп­ражнений, развитию интереса к спортивным и подвижным играм.

Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.

На занятиях с психологом у детей формируются представления о раз­личных состояниях и чувствах человека, о потребности человека в об­щении, психологическом комфорте.

На некоторых занятиях по развитию элементарных математичес­ких представлений в качестве раздаточного и демонстрационного ма­териала используются предметы личной гигиены, спор­тивный инвентарь, овощи, фрукты, а также изображения этих предметов.

Занятия по изобразительной деятельности иногда специально направлены на ре­ализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствую­щей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста, глины.

На музыкальных занятиях у детей формируются представления о зна­чении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека.

Досуги способствуют созданию условий эмоционального восприя­тия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации.

Знакомству дошкольников с различными факторами окружающей сре­ды, оказывающими влияние на ЗОЖ, способствует театрализованная де­ятельность с участием педагогов, детей и их родителей. Содержание до­сугов может быть направлено на обучение правильному и безопасному поведению в природной среде, на формирование основ экологической культуры личности.

Использование театрализованной деятельности детей и взрослых в учебных проблемных ситуациях позволяет активизировать выбор детьми решений, соответствующих ЗОЖ, своевременно реагировать на проявления негативного поведения дошкольников в повседневной жизни.

Режимные моменты используются для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания.

При организации прогулок предусматривается проведение с до­школьниками оздоровительных мероприятий игр с водой, световоздушных и солнечных ванн в теплое время года; подвижных игр, заня­тий физической культурой.

Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются также дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность.

Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ исполь­зуются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, прос­мотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобрази­тельной деятельности.

Непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблю­дений способствует развитию у дошкольников восприятия и мысли­тельной деятельности. Например, наблюдения за ростом растений в комфортных условиях и без них формируются представления о зна­чении для жизни света, тепла и воды. Наблюдение за состоянием сне­га около стоянок автомашин способствует фор­мированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом.

Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуаци­ях, направленных на укрепление здоровья и формирование прак­тических навыков ЗОЖ. Просмотр видеоматериалов, на которых зафиксирована деятельность детей в различные режимные моменты, во время закаливающих и оз­доровительных процедур, способствует формированию правильной са­мооценки дошкольников и закреплению правильных представлений о ЗОЖ.

Словесные методы включают рассказы педагога, беседы, объясне­ния, методы проблемного обучения.

Рассказы и беседы направлены на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и ЗОЖ, уточнение и систематиза­цию имеющихся представлений. Беседы сопровождаются опыта­ми и наблюдениями детей.

При ознакомлении с художественной литературой вопросы беседы носят не только репродуктивный характер, значительная их часть направлена на демонстрацию причинно-следственных свя­зей между образом жизни и здоровьем. Объяснения проводятся с целью разъяснения влияния различных факторов окружающей среды на здоровье, для установления взаимосвязи между различными проявлениями ЗОЖ и здоровьем, так как дош­кольники часто затрудняются самостоятельно устанавливать причин­но-следственные связи между явлениями повседневной жизни, в том числе между здоровьем и образом жизни.

Моделированию поведения детей в условиях окружающей социаль­ной среды большого города способствуют предъявление проблемных ситуаций, постановка ситуационных задач, проблемные вопросы, что способствует самостоятельному выбору дошкольниками альтернатив­ных решений и планированию деятельности. Педагог совместно с детьми проводит анализ предложенных ответов на проблемные вопросы и оценку предложенных решений.

Практические методы включают опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей.

Нап­ример, опыты с водой способствуют формированию представлений о свойствах воды растворять различные вещества и поэтому не всег­да быть чистой и пригодной для питья, проникать в различные ма­териалы и изменять их теплопроводность. Опытным путем с помощью разных ватных дисков дети легко установят, что во время игр с песком, работы на огороде руки становятся грязными.

Созданию позитивного отношения дошкольников к формированию представлений о ЗОЖ способствуют различные способы организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контак­тов педагогов с дошкольниками, использование разнообразных при­емов привлечения внимания детей (создание непривычного окруже­ния, появление сказочного персонажа, присутствие педагогов и детей из других групп, использование средств педагогического мастерства мимики, пантомимики, силы и тембра голоса, темпа речи и т.д.).

Для закрепления представлений детей о здоровье и ЗОЖ исполь­зуются приемы, предусматривающие постановку ребенка в позицию субъекта деятельности в ситуациях Маленький учитель, Совет по телефону, Приход Тимоши.

формирование здорового образа жизни дошкольников

Использование различных форм, средств и методов формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников является необхо­димым условием для формирования этих представлений.

Важное значение в работе по формированию представлений о ЗОЖ придается повышению уровня валеологической культуры семей посредством проведения просветительской работы с родителями. В системе работы с родителями ставились следующие задачи:

1. Ориентация семьи на воспитание здорового ребенка.

2. Освоение родителями основ личностно-ориентированной педагогики и психологии общения с детьми, обеспечивающее эмоциональное и психическое благополучие детей.

3. Формирование у родителей теоретических знаний, закрепление навыков и выработка потребности следовать здоровому образу жизни.

4. Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей.

Гигиеническое и педагогическое просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников осуществляется в разнообразных формах.

Для решения поставленных задач мы выбрали следующие формы работы с родителями:

1. Дни открытых дверей для просмотра родителями физкультурно-оздоровительной работы проводимой в детском саду с детьми: физкультурных занятий, уроков здоровья, утренних, корригирующих, бодрящих гимнастик, дыхательных упражнений,артикуляционной и пальчиковой гимнастики и т.п.;

2. Совместные с родителями спортивные праздники и досуги;

3. Дни здоровья и Недели каникул;

4. Родительские собрания;

5. Индивидуальные беседы и консультации;

6. Тренинги

7. Анкетирование.

8. Наглядная информация;

Центральным звеном, объединяющим педагогов и родителей воспитанников, является создание родительского клуба Растем здоровыми, как объединения людей по интересам. В данном случае объединение во имя решения центральной проблемы — воспитания здорового ребенка.

Для повышения уровня знаний педагогов о здоровье и ЗОЖ в ме­тодическом кабинете детского сада создана подборка литературы и матери­алов по санитарно-гигиеническому, экологическому, социальному, пе­дагогическому аспектам ЗОЖ.

Работа с педагогическим коллективом детского сада с целью повышения уровня знаний о ЗОЖ, педагогического мастерства, апробации методов и приемов формирования представлений о ЗОЖ у дош­кольников предполагала реализацию специальных мероприятий: изучение литературы о ЗОЖ, проведение консультаций, открытых занятий, семинаров, про­изводственных совещаний, педсовета.

Например, для систематизации знаний педагогов о ЗОЖ, углублении знаний о современных подходах к решению проблемы проводились консультации: Что такое здоровый образ жизни, Особенности формирования здорового образа жизни в большом городе, Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ, ЗОЖ в содержании занятий по ознакомлению с окружающим миром, Дидактические игры в формировании элементарных представлений о ЗОЖ, Психологический комфорт в детском саду и дома и др.

С целью формирования системы знаний о ЗОЖ, методики работы систематически проводятся открытые просмотры занятий, досугов, физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Обмену информацией между педагогами, поиску группового сог­лашения в виде общего мнения или решения, а также активизации работы педагогов с родителями способствовали семинары Режимные моменты и ЗОЖ, Игрушка с точки зре­ния здоровья ребенка, семинар-практикум по организации проектной деятельности: Растем здоровыми.

Расширению знаний педагогов с учетом современных условий помогает самообразование педагогов по данной теме, их отчеты и обсуждение опыта работы на педсоветах: Использование различных видов и форм работы с детьми по формированию элементарных представлений о ЗОЖ.

формирование здорового образа жизни дошкольников

Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников средствами компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами физического воспитания.

Актуальность использования информационных компьютерных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества физического воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях компьютерных обучающих, диагностирующих программ и программ, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей. Отечественные и зарубежные исследования в области использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка [1, 2, 3, 4, 5, 6].

Самым веским доводом в пользу применения компьютера в дошкольном образовании вполне может стать тот факт, что программное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все его компоненты. Однако значительные потенциальные возможности современных информационных технологий в системе физического воспитания детей дошкольного возраста еще не нашли своего должного применения. При этом обнаруживается недостаточная разработанность методики использования информационных компьютерных технологий в физическом воспитании дошкольников.

Цель нашего исследования показать эффективность использования компьютерных программ в усвоении основ знаний в сфере здорового образа жизни и физического развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). В задачи исследования входило:

  1. Изучить педагогическое воздействие обучающих компьютерных программ на усвоение основ знаний в сфере здорового образа жизни детьми старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить влияние занятий с компьютером на физиологические функции и физическое состояние детей.
  3. Разработать и внедрить методику использования информационных компью- терных технологий в процесс физического воспитания дошкольников.

Мы разработали следующие основные правила рациональной организации двигательной активности, включая занятия тренировочной направленности по физическому воспитанию:

  1. Преобладание циклических упражнений во всех видах двигательной активности детей для тренировки и совершенствования общей выносливости (длительный бег, кроссы по пересечённой местности, походы и т.д.).
  2. Ежедневные занятия физической культурой, преимущественно на открытом воздухе.
  3. Большое разнообразие упражнений при многократной (10-12 раз) повторяемости одного упражнения.
  4. Проведение большинства занятий по физической культуре в игровой форме.
  5. Моторная плотность занятий по физической культуре 80% и более.
  6. Обязательное музыкальное сопровождение занятий по физической культуре.
  7. Сознательное отношение детей к выполнению упражнений.
  8. Мышечное расслабление, постановка правильного дыхания как необходимые компоненты занятий по физической культуре.
  9. Преобладание положительных эмоций во всех видах двигательной активности детей периода детства.

Особое внимание следует уделять технике безопасности на занятиях по физической культуре. Физическая нагрузка должна быть адекватной физическому и психическому состоянию ребёнка на данном занятии. В экспериментальном исследовании участвовали две группы детей старшего дошкольного возраста 70 человек: 30 детей в экспериментальной группе (ЭГ) и 40 в контрольной (КГ).

Дети ЭГ наряду с традиционной программой по физическому воспитанию занимались по предложенному нами курсу обучения с использованием компьютера, тогда как с КГ занятия проводились по традиционной программе физического воспитания дошкольного образовательного учреждения. Разработанная нами методика формирования основ знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством применения компьютера представлена в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Методика формирования основ знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников посредством применения компьютерной обучающей программы

Влияние на ребенка критики в семье

Описание video материала:
Врач-психотерапевт высшей категории Л. Г. Михайлова рассказывает о разрушающих последствиях деструктивной критики ребенка.