психология подросткового возраста

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Внутренне происходит следующее.

Необходимо уважать достоинство подростка. Мама и папа должны помогать ему развивать свою самооценку и чувство собственного достоинства

Обязательно нужно давать полезные советы

не навязывая и не упрекая. Такие действия,

сопровождаемые любовью

максимально способствуют личностному и социальному становлению ребенка.

Для того, чтобы завоевать уважение подростка, мамы и папы должны быть честными и последовательными, всегда сдерживать обещанное. Если вы даете обещание ребенку, то вы должны быть абсолютно уверены в том, что вы в силах его выполнить. Когда же вы нарушаете данное обещание, то подросток отдалится от вас и вы потеряете ценное доверия с его стороны.

Для подростков характерна полярность психики

Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,

Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

Внешний вид подростка — еще один источник конфликта.

Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.

Как вести себя родителям

Подростковый возраст. Психологические особенности

Учитель математики

психология подросткового возраста

Быченкова

Анна Александровна.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

Родителям нужно понять. что ребенок полон вдохновения и сил. Взрослые часто не могут понять нетерпеливости ребенка в этом возрасте. Они начинают все усложнять, а лучше бы найти непоседе нужное и полезное занятие. Подростки — это обычные взрослеющие люди, которые пытаются учиться жить взрослой жизнью.

Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — 13-15 лет.

До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты «

псевдовзрослости

«: курение сигарет,

внешнее проявление «я тоже имею свою личную жизнь»). Копируют любые отношения.

Причина психологических трудностей связана с половым созреванием

Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются

Все чаще от подростка можно слышать: «Я сам все знаю!» И родителям придется только смириться и постараться

приучить своих чад отвечать за свои поступки

Это им пригодится по жизни.

Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе. живет в той же семье. Многое он не делает сам, многое — не разрешают родители. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее поведение могут даже и «наградить».

Родителям подростков необходимо понимать, что ребенок 13 лет может часто менять свое настроение, у него меняется лексикон и появляются новые увлечения. Проблемы подросткового возраста не решаются мгновенно. Необходимо набраться терпения и продолжать работать с подростком, беседовать с ним, говорить о вашей любви и понимании.

Проявления возраста:

чувствительность к оценке посторонних своей внешности

крайняя самонадеянность и

безаппеляционные

суждения в отношении окружающих

внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью,

особенности подросткового возраста психология

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости.

У подростка появляется

своя позиция

Он считает себя уже достаточно

взрослым

и относится к себе как к взрослому.

Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему,

как к равному

взрослому. Но при этом его не смутит, что

прав он требует больше

В подростковом возрасте дети ищут помощь и заботу у старших для планирования своей дальнейшей жизни. Не стоит окружать подростка запретами и ограничениями, лучше создайте доверительные отношения.

особенности подросткового возраста психология

Московская негосударственная

Феномен подросткового возраста (Доклад на родительском собрании в 7 классе.)

Исторический аспект. Теории.

Единой теории, объясняющей все специфические черты данного возраста все еще нет. Все множество существующих взглядов на этот вопрос можно разделить, в соответствии с акцентами, которые они делают, на 2 группы: биологизаторская и социальная. Биологизаторские теории были особенно популярны в начале нашего столетия. В их основе лежат представления о биологической обусловленности специфики развития в подростковом возрасте. Сторонники социальных теорий считают, что наибольшую роль в развитии подростка играет социальная среда, которая его окружает. Именно от нее зависит длительность, характер и выделение подросткового возраста в особый этап развития .

Психологи говорят о том, что для понимания закономерностей психического развития подростка следует учитывать пространство человеческой культуры, и акцентируют внимание на роли социализации в развитии подростка.

Физиологические новообразования подросткового возраста.

Чаще всего начало подросткового возраста связывают с наступлением пубертата. В соответствии с возникновением этих процессов начало подросткового возраста у девочек колеблется от 11 до 14,5 лет, а у мальчиков от 13 до 16 лет.

Особенности социализации в подростковом возрасте.

Подростковый возраст характеризуется важными изменениями в социальных связях и процессе социализации. Преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием сверстников. Одной из самых важных потребностей подросткового возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а в частности от установленных ими правил и порядков. Подростки начинают оказывать сопротивление требованиям со стороны взрослых и активнее отстаивать свои права на самостоятельность отождествляемую ими с взрослостью. Но нельзя говорить о желании подростка полностью отделить себя от семьи. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое стараются дать родители и от которого хочет «отделаться» подросток, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Поэтому поведение подростка во многом зависит от стиля воспитания, который в свою очередь определяет отношение к родителям и способ взаимодействия с ними.

Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. Совместная деятельность, общее времяпровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он чаще притязает на определенные права, чем стремится принять на себя обязанности. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослых, а их навязывание, как правило, отвергается. Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямопротивоположное. Изменчивость настроения ведет к неадекватной реакции подростка.

особенности подросткового возраста психология

Общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. Общение со сверстниками, которое не могут заменить родители, является для подростков важным каналом информации, о которой взрослые часто предпочитают умалчивать. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Успехи в среде сверстников ценятся больше всего. Оценка подростками поступков идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых, т.к. имеются свои понятия о кодексе чести. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушения данного слова, эгоизм, жадность и т.п..

При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом (податливостью на давление) в подростковой группе. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень важно то, что в своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. А интерес подростка к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, а также к развитию рефлексии и способности к идентификации. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя.

Особенности развития самосознания в подростковом возрасте.

Развитие самосознания в данном возрасте является продолжением целостной онтогенетической линии становления самосознания личности. В основе феномена подросткового самосознания лежит становление психосоциальной идентичности, то есть формирование чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства..

Физиологические изменения в пубертате требуют построения нового телесного Я. Новый образ тела ускоряет смену психологических позиций, которую совершает подросток, а наступление физиологической зрелости, ставшее очевидным и для самого подростка, и для окружающих, делает невозможным сохранение детского статуса. Подростковое беспокойство по поводу своего внешнего вида во многом связано с субъективной половой конформностью (податливостью), то есть с желанием выглядеть адекватно своему полу. Установлено, что и у юношей, и у девушек половые стереотипы тела влияют на субъективную оценку своей привлекательности, а значит и на общий уровень самооценки. Также можно отметить влияние физиологического взросления на формирование «чувства взрослости».

В подростковом возрасте проявляется актуализация восприятия себя самостоятельным субъектом, которая выражается в появлении «чувства взрослости».

Важнейшее место в развитии самосознания приобретает рефлексия (познание) подростком себя и других. Возникновение способности к рефлексии связано с развитием мышления. Подростковая рефлексия, хотя и поднимает подростка на очень важную ступень его возможностей, отличается свободной ассоциативностью, так как мысли текут по разным направлениям в зависимости от состояния на данный момент. Целостность рефлексии в этом возрасте придает направленность подростка на самого себя. Подросток углубленно изучает самого себя, открывает свой внутренний мир, который доступен только ему самому, в котором подросток самостоятелен. Благодаря рефлексии, происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Адекватность самооценки играет важную роль в межличностных отношениях подростка. Интересно то, что оценка своих качеств подростком производится с точки зрения осознания своей взрослости, то есть происходит соотношение себя с «эталоном взрослости». Самооценка является рычагом саморегуляции, а значит поведение подростка зависит от степени адекватности восприятия себя. Самооценка регулирует и восприятие других людей, создавая избирательность восприятия и внимания при их оценивании

Подросток живет настоящим, но для него большое значение имеют его прошлое и особенно будущее. Распространение представлений подростка на сферу возможного будущего можно выделить как один из определяющих признаков подростка. Мир его понятий и представлений переполняют не оформленные до конца теории о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общество.

Когнитивное (познавательное) развитие в подростковом возрасте.

В этом возрасте все большее значение приобретает теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире. Подросток психологически погружен в реальности предметного мира, образно-знаковых систем, природы и социального пространства. Именно в этом возрасте вырабатывается формальное мышление, то есть подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией, может действовать в логике рассуждения. Подросток делает гигантский шаг в своем развитии, когда начинает ориентироваться на потенциально возможное, а не только на очевидное. То, насколько быстро подросток выходит на уровень теоретического мышления, определяет глубину понимания учебного материала и развитие интеллектуального потенциала. Однако в реальной жизни многие подростки продолжают оставаться на уровне конкретного мышления, что может быть обусловлено особенностями индивидуального развития. Но скорее всего через некоторое время подросток преодолеет этот уровень. В современных условиях подросток имеет свободный доступ также к виртуальным реальностям, которые в зависимости от условий использования могут оказывать как позитивное так и негативное влияние на способность устанавливать смысловые связи в окружающем мире.

Как правило, в подростковом возрасте внимание, память, воображение уже вполне подчиняются ребенку. У подростка меняется доминирующий механизм запоминания, им становится смысловое запоминание. Воображение в подростковом возрасте может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. События, происходящие в воображаемом мире, опосредованны образами и знаками из реальности общечеловеческой культуры — они воздействуют на личность подростка со всей своей определенностью. Но подросток субъективно по своей воле управляет обустройством своего внутреннего мира. Воображение подростков может оказывать влияние на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и саму личность.

Развитие речи в подростковом возрасте характеризуется расширением богатства словаря и усвоением множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток, в зависимости от стиля общения и личности собеседника, способен варьировать свою речь. Таким образом, каждый собеседник как носитель языка предлагает свой состав употребляемых слов, значений и смыслов.

Специфика конфликтов в подростковом возрасте.

Исследования этнографов первой половины 20-го века позволили сделать вывод о том, что именно конкретные социальные обстоятельства жизни ребенка определяют длительность подросткового периода, наличие или отсутствие кризиса и конфликтов, а также характер самого перехода от детства к взрослости.

В современном обществе конфликты, возникающие у подростков, связывают с возрастной спецификой. Это и изменение объективного положения подростка в жизни, и обновление его мотивационно-ориентационной сферы, и противоречие между возвышением его потребностей и ограниченностью средств их удовлетворения, и утверждение своего Я.

Подростковый возраст является этапом развития личности, подразумевающим как личностные, так и социальные изменения. Внутриличностные конфликты подросткового возраста связаны прежде всего с особенностями развития самосознания в этот период. Приблизительно в 12 лет внимание ребенка начинает обращаться к собственной личности. Но разобраться в себе сразу и до конца может не каждый взрослый, а подросток только учится рефлексии. Результат самоанализа фиксируется в самооценке, которая проходит резкие перепады в зависимости от роста или падения объективности. Неадекватно завышенная самооценка может привести к внутриличностному конфликту в связи с неспособностью реализовать завышенные притязания и требования к себе. Неадекватно заниженная самооценка может привести к внутриличностному конфликту в связи с неуверенностью в себе, в своих силах и возможностях, а значит недовольство собой. Важна также оценка своих качеств с точки зрения взрослости, в которую вступает подросток. Соотнесение себя с «эталоном взрослости» также может привести к внутриличностному конфликту, если на данный момент подросток находит слишком много несоответствий. Таким образом, подвижность «Я-концепции» индивида в подростковом возрасте имеет тенденции вызывать внутриличностные конфликты. Выход из внутриличностного конфликта может иметь форму аутоагресии или агрессии, направленной вовне, что может стать причиной межличностных конфликтов, а иногда и дивиантного поведения.

Внутриличностные конфликты могут являться одной из причин возникновения межличностных конфликтов, они могут являться внутренней позицией субъекта конфликта. Так, например, за внешне агрессивной позицией подростка может стоять потребность в признании, в уважении, необходимость поддержания значимости своего Я, неосознаваемая им самим. Одновременно завышенные требования подростка на восприятие себя окружающими очень часто встречается с заниженной оценкой возможностей подростка со стороны взрослых. В современном обществе дети и взрослые представляют две разные группы и имеют разные обязанности права и привилегии. Причем многие нормы фиксируют несамостоятельность ребенка, его подчиненное положение. Появление у подростка «чувства взрослости», возникающее вследствие физического и психического созревания, открывает возможность претендовать на новые права и привилегии, причем чаще всего он не готов принимать на себя и обязанности взрослых. Подросток одновременно старается походить на взрослых внешностью, поведением и в то же время он противопоставляет себя как самостоятельную личность, имеющую равные со взрослыми права. Такие претензии подростка встречаются с нежеланием, неготовностью взрослого оставить свое доминирующее положение и воспринимать подростка как равного. В семьях родители чаще всего не могут изменить стиль воспитания ребенка, в школе подросток имеет более низкий, как это часто воспринимают учителя, статус ученика. Такие несовпадения притязаний, неприемлемость старого стиля взаимодействия и несовместимые потребности приводят к возникновению межличностных конфликтов. (ВСПОМНИТЬ 5 класс). Протест и неподчинение подростка являются средством, при помощи которого он хочет добиться изменения прежнего типа отношений со взрослым. Таким образом, можно сказать, что основными причинами возникновения межличностных конфликтов в подростковом возрасте являются внутриличностные конфликты самих подростков и встреча притязаний подростка на положение взрослого с неготовностью взрослых воспринимать его как равного.

Межгрупповые конфликты в подростковом возрасте также имеют свои специфические черты. Различные субкультуры групп (фанаты «Спартака» и ЦСКА). Одной из проблем динамики развития конфликтов в подростковом возрасте является неготовность подростка искать пути конструктивного разрешения конфликта и нежелание, а часто и неумение взрослого воспринимать подростка как партнера для решения конфликта. В результате накапливаются неразрешенные конфликты, а значит и эмоциональная напряженность, которая стремится быть отреагированной.

учитель начальных классов

школьный психолог

особенности подросткового возраста психология

Цель: повышение уровня психологической компетентности родителей, расширение представления об особенностях подросткового возраста.

особенности подросткового возраста психология

План

  • Вступление. Тест для родителей “Знаете ли вы подростковую психологию?”
  • Психологические особенности старших подростков.
  • Проблемные ситуации для родителей.
  • Результаты исследования “Знаете ли вы подростковую психологию?”
  • Анкета “Обратная связь”.
  • Заключение.

    Подготовка к собранию.

    • Подготовить бланки для проведения среди родителей теста “Знаете ли вы подростковую психологию?” (Приложение 2 ).
    • Оформить выставку книг об особенностях подросткового возраста.
    • Подготовить плакаты с высказываниями о воспитании (Приложение 3 ).

    1. Вступление.

    Сегодня нам представляется важным рассмотреть вопрос о психологических особенностях старших подростков. Но вы можете задуматься: “А зачем, я воспитываю двух-трёх детей, я и так всё знаю, могу сама или сам дать совет”. Вот и замечательно, в течение нашей встречи вам представиться такая возможность. А достаточно ли вы знаете подростковую психологию? В начале моего выступления я предлагаю Вам выполнить тест “Знаете ли вы подростковую психологию?”. Затем я его обработаю и в конце нашей встречи сообщу результаты. Бланки подписывать не нужно (анонимно), можете поставить свою подпись, что бы при желании, забрать свой бланк ответов для самоанализа.

    2. Психологические особенности старших подростков.

    Современный старшеклассник – продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Каковы же психологические особенности подростков в данный возрастной период?

    Физическое и психическое развитие гармонизируется, в отличие от подросткового периода, основной чертой которого была неравномерность развития.

    Центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”. Новым и главным видом психологической деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Вот почему старшеклассников так привлекает возможность узнать что-то новое о себе, о своих способностях.

    В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика здесь имеется и вызывается она своеобразием развития личности старшего школьника.

    особенности подросткового возраста психология

    Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Как пишет Л.И. Божович, интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением к выработке своего мировоззрения. Именно это аффективное стремление создает своеобразие мышления в старшем школьном возрасте.

    Самосознание юношей и девушек преимущественно устремлено в будущее. Этот возраст полон романтизма и в то же время опасений, как сложится жизнь в будущем.

    Юность – пора становления мировоззрения. Для этого есть все предпосылки: сформировалось абстрактно-логическое, теоретическое мышление, достигнута психологическая самостоятельность, приближается социальная зрелость. Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию. Старший школьник миновал эпоху подростковых кризисов и конфликтов. Приобретение знаний связывается с планами на будущее. Молодые люди ищут себя через различные роли, перспективы соотносятся с собственными возможностями.

    В эмоциональной сфере юношей сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, экзальтация сменяется депрессией. Они осознаются не как результат внешних воздействий, а как состояние “Я”. Очень болезненно воспринимаются и собственная внешность, и собственные способности, хотя способы выражения эмоций стали шире и лучше контролируются. Старший школьник может быть уже способен к глубоким “взрослым” переживаниям, серьезным и устойчивые чувствам. При переходе к юности улучшается коммуникативность, появляются самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль.

    Для юношей, как и для подростков, по-прежнему чрезвычайно значимо общение со сверстниками. Но если у подростков оно носило поверхностный характер, то теперь общение стало более интенсивным и глубинным. Юноши и девушки порой одержимы стремлением найти свое второе “Я”. Поиски друга, объекта любви добавляют немало волнений и переживаний в этом возрасте.

    Меняются взаимоотношения со взрослыми. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.

    Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом. Старшеклассник, достигший физической зрелости и по интеллектуальному развитию иногда превышающий своих наставников, находится на содержании у родителей, он имеет фактически те же права и обязанности что и любой школьник другого возраста, его деятельность жестко регламентирована взрослыми, а возможности проявления инициативы во многом ограничены современными формами школьной жизни. Такое искусственное затягивание детства чревато, как известно, опасными последствиями. Инфантильность, отсутствие чувства ответственности за свои действия, пассивная общественная позиция, потребительское отношение к взрослым, проявление школярства в учебе – нередкие явления наших дней. Кроме того, имеются, к сожалению, у некоторых части старших школьников элементы безверия и цинизма.

    В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

    Профессиональное самоопределение стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам. Нередко родители прививают интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности. Например, родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.

    Все эти психологические особенности раннего юношеского возраста мы учли при составлении мониторинга деятельности ПС по профессиональному самоопределению подростков.

    3. Проблемные ситуации для родителей.

    Психолог предлагает родителям разделиться на 2-3 команды (с помощью разноцветных жетонов).

    В течение 5 минут подготовить для соперников типичную ситуацию из жизни, связанную с проблемами, обусловленными особенностями подросткового возраста.

    Каждая команда предлагает свою ситуацию соперникам, а те предлагают варианты решения. После этого озвучивается собственный вариант решения.

    Когда родители готовят ситуации, психолог обрабатывает анкеты.

    4. Результаты исследования “Знаете ли вы подростковую психологию?”

    5. Анкета “Обратная связь” (Приложение 4 ).

    6. Заключение.

    Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для нас – тех взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникнуть те или иные трудности во взаимодействии с ним. Мы с вами рассмотрели сегодня психологические особенности ранней юности. В зависимости от индивидуальных особенностей у подростков могут возникнуть специфические трудности при прохождении подросткового возраста.

    "Особенности воспитания подростков", ч 4 из 8

    Описание video материала:
    Особенности воспитания подростков. Трудности подросткового возраста, преодоление возникающих проблем.
    Лекция кандидата психологических наук Омельченко Я.Н. в рамках прошедшего в субботу, 11 юиня 2011 в Исламском культурном центре г. Киева семинара по проблемам воспитания детей.

    Организатор — ВАОО "Альраид