последствия наркотической зависимости

Не секрет, что потребление наркотиков и алкоголя грозит серьезными последствиями для наших школьников. Эти последствия сходны как в Швеции и России, так и во всем мире. Проще говоря, подобная зависимость оказывает влияние на способность школьников учиться. Это также влияет на общую атмосферу в школе на настроения в школьной среде и на самочувствие и комфорт других учеников. Если в отдельно взятой школе какая-то группа учеников начинает потреблять наркотики, то это влияет на атмосферу во всей школе, возникает другая культура общения, которая оказывает негативное влияние на всех остальных. Также это влияет на отношения между школьниками и взрослыми. Именно школьная среда является основной ареной профилактики наркозависимости, потому что именно там наши дети находятся целыми днями. Если школа функционирует хорошо, то и нашим детям тоже в ней хорошо. Таким образом, школа играет важную роль в профилактике наркозависимости. В наших школах этой деятельностью занимаются уже очень давно. Когда-то это получается лучше, когда-то — хуже. На протяжении истории наркопрофилактики менялись цели и задачи менялись амбиции преподавателей. Как школа должна осуществляет профилактику?

До недавнего времени наркопрофилактика в школе была построена на информировании детей о вреде наркотиков, последствиях их потребления. При этом никем не ставился вопрос о том, к каким результатам приводила подобная деятельность. В некоторых странах начали исследования результатов такого обучения и единодушно пришли к выводу, что следует пересмотреть деятельность по профилактике наркозависимости. Оказалось, что запугивание не имеет воздействия на сознание учеников. Негативная информация о наркотиках, которую «выплескивали» на учеников, оказалась сильно преувеличенной, избыточной. Мы в подробностях рассказывали детям о разрушительных последствиях потребления наркотиков, о смерти и пагубных последствиях для организма. Однако положительные впечатления от приема наркотиков все равно влекли школьников открывать неизведанное. Суть этой проблемы – в разрыве между нашей негативной информацией и положительных свойствах и эмоциях, ощущаемых в момент приема наркотиков. Школьники младшего и среднего возраста очень податливы к отпугивающей информации, они хорошо ее воспринимают, но когда они становятся постарше и пробуют наркотики, они вдруг понимают что все что говорили взрослые не совсем верно, и на самом деле наркотики приятны.

Другая проблема состоит в том, что мы были убеждены: знания о наркотиках и последствиях их приема автоматически приведет человека к отказу от их потребления. Мы исходили из того, что знания – это сила. К большому сожалению, выяснилось, что нет прямой связи между знанием и поведением человека. Оказывается, школьники склонны экспериментировать с различными наркотиками, несмотря на то, что они владеют о них исчерпывающими знаниями. Подросток рассуждает так: «Да, безусловно, те ужасные последствия, о которых говорят учителя и родители, могут быть, но этого не случится лично со мной».

Банально, но основная задача школы — информировать, обучать, рассказывать, но если вся эта деятельность не приводит к желаемым эффектам, что тогда мы можем сделать?

Я перечислю: первое — несмотря на все вышесказанное, это обучение и информация, они приносят пользу и эффект, если их осуществлять определенным образом. В информировании мы должны исходить из того, что у наркотика есть две стороны – его якобы «позитивные» качества и разрушительные последствия. Это не значит, что мы принимаем наркотики как явление, но надо быть реалистами и, наверное, не стоит слишком много говорить о медицинских последствиях потребления. Скорее, нужно больше говорить о других негативных явлениях, таких как, риск развития зависимости, влияние наркотиков на отношения с другими людьми. Возможно, что медицинские последствия зависимости не наступят быстро, но первая стадия — это разрушение социальных отношений с товарищами и родителями. Что произойдет со мной, когда все мои мысли будут крутиться вокруг химических препаратов и как это отразится на отношениях с окружающими?

Во-вторых. мы — взрослые и педагоги должны вести со школьниками диалог. Это не должно быть одностороннее общение. Пусть школьники задают свои вопросы. Интерактивность при проведении диалога — это очень важный фактор.

Теперь нужно сделать более общее замечание о школе, а точнее, о том, что она из себя представляет, как заведение в целом. Когда мы проводили исследование в Стокгольме на тему потребления наркотиков в отдельно взятых школах, то обнаружили, что между школами есть большие различия. В одной школе 2% учеников сказали, что они пробовали наркотики, а в другой таких учеников оказалось 30%. Как объяснить такое большое расхождение?

Одним из объяснений может быть географическое расположение школы в зависимости от социально-экономической среды того или иного района. Естественно, что существует прямая связь с экономическим положением родителей и семей. В Стокгольме мы пришли к выводу, что чем состоятельнее родители и чем больше денег они имеют, тем школьники более склонны к алкоголю и наркотикам. Стокгольм — город с большой степенью сегрегации по районам. В спальных районах пригорода очень остро стоят социальные проблемы. Но исследование показало, что подростки из таких районов в меньшей степени употребляют алкоголь, чем их более богатые сверстники.

В школах, где хорошо работает информирование и обучение, где есть хорошие контакты между школьниками и педагогами, где, по данным исследования, ученики испытывают доверие к взрослым, там эта проблема стоит мене остро. А значит, в таких школах меньше риск развития наркозависимости у учеников, там пользуются качественные методы по работе с учениками, страдающими расстройством концентрации и неусидчивостью.

Третий фактор развития наркозависимости — это табакокурение. По нашим данным существует прямая зависимость между табакокурением среди школьников и их склонностью к потреблению алкоголя и наркотиков. В тех группах учеников, где рано начинают курить, также выше риск последующего потребления алкоголя и наркотиков. Таким образом, если на ранней стадии нам успешно удается провести профилактику курения, то одновременно повышаются наши шансы в области эффективной профилактики наркозависимости и алкоголя.

Четвертое – это политика школы. В школе должны существовать определенные принципы и правила, касающиеся этой проблемы. Мы, взрослые, должны выработать в себе способность быть внимательными, выявлять детей с риском развития наркозависимости на ранней стадии и вмешиваться так, чтобы возникшая проблема не имела для школьника внушительных последствий. С другой стороны, мы должны ясно и открыто говорить о рисках, но не устраивать судилище, и не осуждать потребляющих гласно. Наша задача состоит в том, чтобы доступными методами избавить школу от наркотиков. Но эта если проблема возникнет, то мы должны создать все условия, чтобы ученики не выпали из учебного процесса, чтобы они могли вернуться в русло нормальной жизни.

При обнаружении факта потребления наркотиков нужно сразу же подключать социальные службы. которые будут заниматься этой проблемой. Эти службы будут следить за тем, чтобы ребенок регулярно сдавал анализ и демонстрировал, что на данный момент он не потребляет наркотики.

Важнейшую роль в системе школьной наркопрофилактики играют родители. По данным различных исследований ребенок, у которого оба родителя употребляют алкоголь, хуже учится и хуже себя чувствует. Ребенок живет в состоянии постоянного стресса, у него возникает много различных лишних эмоций. При этом отношение родителей к алкоголю и наркотикам несомненно оказывает влияние и на отношение ребенка к этим же вещам.

Интересно, что по нашим данным обучение родителей дает гораздо больший положительный эффект, чем обучение детей. Педагогам это осознавать немного грустно, но это так. Позитивный эффект появляется тогда, когда, с нашей помощью, родители начинают говорить о своих проблемах друг с другом. В Швеции проводится много экспериментов по вовлечению родителей в наркопрофилактику.

Что касается профилактики табакокурения, то по нашим данным, информирование детей о вреде табака не приводит к каким-то положительным результатам. Здесь многое зависит от того, какие правила действуют в школе в отношении курения. Позволяет или не позволяет руководство курить на территории школы, и какие последствия ждут учеников, которые нарушают эти запреты.

Школа и родители:

Осмельтесь начать разговор

Берье Даль. социальный работник, заведующий центром профилактики наркомании в Эребру (Швеция):

Я руководитель профилактического центра «Спартак». Вы знаете, что Спартак был рабом, который поднял восстание еще в 71 году до нашей эры. То, о чем мы здесь с вами говорим, это тоже разговор о свободе. Наша профилактическая работа заключается в том, чтобы сохранить людям свободу, дарованную с самого рождения. Я помогаю преодолевать наркозависимость. Эта работа заключается в помощи заблудшим людям, для того чтобы они снова могли вернуться к себе домой.

Наркомания и токсикомания, общие понятия. Последствия употребления наркотиков для здоровья человека. Меры профилактики наркозависимости.<br /> / Ответы на экзамен по ОБЖ / Готовые сочинения на экзамен
последствия наркотической зависимости

Наркомания и токсикомания, общие понятия. Последствия употребления наркотиков для здоровья человека. Меры профилактики наркозависимости.

Наркомания и токсикомания — болезни, которые возникают в результате злоупотребления веществами, вызывающими кратковременное чувство приятного психического состояния. Они

характеризуются прежде всего отравлением нервной системы и патологическим пристрастием к этому отравлению. Между этими заболеваниями существует юридическое различие: вещества, вызывающие токсикоманию, законодательно не включены в список наркотиков.

Эти болезни развиваются в процессе регулярного приема наркотических веществ и лекарственных препаратов. Попадая в организм, они оказывают сильнейшее воздействие прежде всего на головной мозг. С течением времени у человека нарастают и закрепляются три основных признака наркомании и токсикомании:

• психическая зависимость;

последствия наркотической зависимости

• физическая зависимость, выражением которой является абстинентный синдром;

• изменение чувствительности к наркотику (толерантность).

Последствия наркомании и токсикомании имеют крайне тяжелый характер.

Во-первых, поражается нервная система и внутренние органы, что приводит к развитию различных заболеваний, инвалидности, а иногда и к гибели наркомана.

Во-вторых, постепенно происходит духовное разрушение личности наркомана. Изменения в его психике приводят к эмоциональной опустошенности, черствости, эгоизму, аморальности. Развивается неспособность правильно оценивать свое поведение, готовность к совершению преступлений.

В борьбе с наркоманией и токсикоманией основным средством служит профилактика. Ее основными направлениями являются:

• повышение медицинской грамотности и культуры населения;

• организация полноценного досуга и отдыха, повышение общественной активности людей;

• воспитание у людей потребности в систематическом умственном и физическом труде;

• развитие и совершенствование наркологической службы.

последствия наркотической зависимости

Наркотическая зависимость

Наркотики — слово, от которого родители подростков впадают в состояние ужаса. «Как, мой сын (дочь)!», — вскрикивают они, когда узнают о наркомании своего ребенка. «Как это смогло случиться?!», — спрашивают они каждый раз. Для того чтобы лучше это понять, давайте сделаем краткий исторический экскурс в историю использования наркотических веществ и в частности опийных наркотиков.

Опыт употребления людьми наркотических веществ измеряется тысячелетиями. Древнейшие письменные источники и археологические исследования содержат данные об употреблении почти всеми народами, начиная с древних времен об употреблении растительных наркотиков. Из документов и исторических хроник известно, что шумеры, китайцы, индийцы, древние греки, ацтеки и племена Сибири хорошо знали действие некоторых наркотиков и использовали их в ритуальных целях, шаманских путешествиях, магических обрядах и церемониях. В доисторические времена, а так же и позднее, право на употребление наркотиков, с учетом того, что они вызывают необычные состояния, имели только посвященные. Использование таких препаратов для остальных членов общества всегда оставалось запретным, а их самовольное употребление влекло за собой самое суровое наказание. Благодаря этим мерам многие народы защитили свое будущее от наркотиков.

Использование опиума в медицине и для развлекательных целей было широко распространено среди мусульман на Ближнем Востоке. В настоящее время среди мусульман использование опиатов менее наказуемо, чем употребления алкоголя. Арабские торговцы привезли опиум в Индию и Китай в IX веке, и именно в Китае распространилась практика курения опиума. Зависимость от опиума в Китае была определена как проблема вместе с первым эдиктом против опиума, который был издан в 1729 году. К тому времени в Китае было уже так много опиумных наркоманов, что потребность в наркотиках оставалась очень высокой. Вопреки запрещению на импорт опиума в Китай, англичане продолжали обменивать индийский опиум на китайский чай, и это послужило причиной опиумных войн между Китаем и Великобританией в середине XIX века. Зависимость от опиума была серьезной проблемой в Китае к началу XIX века.

В 1805 году в Европе немецкий аптекарь Сертюрнер выделил первый алкалоид опиума, дав ему название морфин, по имени греческого бога сна Морфия. Морфин является основным активным химическим веществом в опиуме (кодеин — другой опиат найденный в опиуме), он в 10 раз сильнее опиума-сырца. С этого времени, морфин стал использоваться в медицинских целях, а открытие шприца сделало инъекции морфина популярными и открыло начало зависимости от наркотиков в Европе и Соединенных Штатах. Морфин, вводимый через инъекции, обладая сильным и обезболивающим действием, становиться повсеместно применяемым средством. Одновременно проясняется проблема отвыкания от морфина. Препарат использовали при лечении тяжелых ранений у солдат во время Гражданской войны в США с обоих воюющих сторон. Зависимость от морфина, была у солдат была настолько велика, что через некоторое время это стали называть «солдатской болезнью». В 1874 году британский химик Олдер Райт выявил новое химическое соединение, основанное на преобразовании морфина — диацетилморфин. Тогда открытие Райта осталось без внимания. В 1898 году, немецкий фармацевт Гендрих Дрезер (открыл аспирин), заново открыл это химическое соединение и выявил, что оно в 10 раз сильнее морфина. Действие этого лекарства было настолько мощным, что его воспринимали как лекарство с героическими возможностями и назвали героином. Героин немедленно стали использовать в медицинских целях, до тех пор, когда выяснилось, что героин вызывает еще большую зависимость, чем морфин.

В обычном понимании наркомания — это вредная привычка, болезненное пристрастие к употреблению разными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) наркотических веществ, для того чтобы впасть в одурманенное состояние.

В более широком смысле наркотик это «химическое вещество, или смесь веществ, отличное от необходимых для нормальной жизнедеятельности, прием которого влечет за собой изменение функционирования организма и, возможно, его структуры. Группа экспертов Всемирной Организации Здравоохранения в 1957 г. определила наркоманию, как «Состояние эпизодического или хронического отравления, вызванного повторяющимся введением наркотика». Комитет экспертов ВОЗ различает в наркомании, как болезни, две разновидности состояний — зависимость и привыкание.

Психологическая зависимость — эмоциональное состояние, характеризуемое ощущением настоятельной потребности в наркотике либо для получения эффекта, связанного с его употреблением, либо для снятия негативных ощущений, связанных со злоупотреблением им. Наркотическ ую зависимость характеризует:

— очень сильное желание или навязчивое состояние регулярного употребления наркотика, желание приобрести его любой ценой;

— нарастающая тенденция количества употребляемой дозы наркотика по мере развития зависимости толерантности и абстинентного синдрома;

— психическая (психологическая или эмоциональная) зависимость от употребления наркотиков;

— деструктивные и асоциальные последствия для личности и общества.

Привыкание (применительно к наркотикам) — подчинение своей жизни употреблению наркотиков, приобретение нужного их количества и сильная предрасположенность к возобновлению употребления после перерыва. Привыкание характеризует:

— желание (но не непреодолимое) дальнейшего приема наркотика с целью улучшения настроения;

— незначительная тенденция или ее отсутствие к увеличению дозировки;

последствия наркотической зависимости

— некоторая степень психической зависимости от эффекта наркотика, но отсутствие физической зависимости, что означает отсутствие абстинентного синдрома.

Для того, чтобы лучше понять проблему наркомании, далее приведены определение психической и физической зависимости от наркотика и некоторые связанные с ними понятия.

Психическая или эмоциональная зависимость — чаще всего психологической зависимостью называется эмоциональное состояние, характеризуемое ощущением настоятельной тяги к наркотику либо для получения эффекта, связанного с его употреблением, либо для снятия негативных ощущений, связанных со злоупотреблением им. Основной акцент в данном случае, сделан на желании, употребить наркотик, чтобы изменить свое психологическое состояние или избежать неприятных ощущений. Чем быстрее наркотик удовлетворяет эти потребности и вызывает ожидаемое эмоциональное состояние, тем сложнее побороть привычку употребления этого наркотика. В условиях сильной психической зависимости положительное психическое состояние личности зависит только от того, есть ли наркотик под рукой. Если вначале наркотик употреблялся для кайфа (удовольствия), то, в конце концов, он становится необходимым условием нормального состояния личности. В случае отсутствия наркотика человек мучается, и чтобы поправить настроение или улучшить состояние, наркоман пытается найти его любой ценой. Потребность в наркотике проявляется в столь значительной степени, что наркоман перестает выполнять свои обязанности, покидает семью и друзей, бросает работу и вращается исключительно в субкультуре наркоманов, концентрируя все свои интересы на том, что бы достать деньги на наркотик.

Психическая зависимость — воспоминание о различных, чаще о приятных ощущениях, являются главными факторами, связанными с постоянным принятием наркотиков, а в отдельных случаях эти факторы могут быть единственными.

Физическая (физиологическая) зависимость -еще одна, гораздо более глубокая зависимость. Она заключается в том, что наркотики по мере их употребления как бы входят в химический состав тканей организма, в результате чего возникает привыкание к ним и наркотик становиться необходимым условием для сохранения биологического и химического равновесия всего организма.

После возникновения физической зависимости в организме, отсутствие наркотиков приводит к так называемому абстинентному синдрому — наркотическому голоду. Абстиненция — заметное ухудшение самочувствия при уменьшении количества принимаемого вещества или полном прекращении приема. Проявления абстиненции вынуждают наркомана систематически употреблять наркотики, все время, увеличивая дозу, чтобы вызвать состояние наркотического дурмана. Отсутствие наркотика вызывает нарастание раздражения, нервозности, рассеянности внимания. Сильное беспокойство постепенно перерастает в страх, который становиться непереносимым. Наркоман доходит до отчаяния и чувства полной безысходности, а нередко им овладевают мысли о самоубийстве или даже он предпринимает попытки к самоубийству.

Человек, находящийся в состоянии наркотического голода, не в состоянии сосредоточиться на каком-либо деле. Все его мысли сводятся к одной: любой ценой достать предмет вожделений — наркотик. Только на этом концентрируются все помыслы и поступки наркомана. Ко всему другому он слеп и глух. Во многих случаях наркотик становиться важнее еды. Это состояние сопровождается различны неприятными ощущениями, такими, как, например, сильные головные боли, нервная дрожь, онемение конечностей, мышечные судороги. Так проявляются первые признаки психической и физической зависимости от наркотиков. И человек оказывается в их плену.

При нехватке наркотиков появляется абстинентный синдром. Обычно он начинается с нарастающей внутренней потребности употребления наркотика, что в какой-то мере можно сравнить с ощущениями курильщика, который очень хочет закурить, не имея сигарет. Затем возникает беспокойство, зевота, интенсивное потоотделение, из глаз текут слезы, нос полон слизи — как при сильном насморке. Зрачки сильно расширяются и не реагируют на свет. Появляется «гусиная кожа» и озноб, как при высокой температуре, острые боли в животе и пояснице, головокружение, тошнота и рвота. Мышцы начинают мелко дрожать, дрожь может переходить в опасные для жизни конвульсии с нарушениями кровообращения и дыхания, что нередко приводит к обморокам. Эти проявления могут происходить в разной последовательности и с различной интенсивностью. В ряде случаев абстинентный синдром протекает с различными зрительными и звуковыми галлюцинациями или же состоянии депрессии, апатии и страха.

Прием наркотика почти моментально снимает эти неприятные ощущения. Очень часто в обществе наркоманов можно увидеть сцену, когда девушка или юноша на «голоде», получив наркотик, через минуту после приема становятся другими: внешне выглядят отдохнувшими, свежими, радостными. К сожалению, не надолго, потому, что через несколько часов, наркотик перестанет действовать и снова возникает наркотический голод со всеми его драматическими последствиями. Физическая зависимость является важным фактором в процессе укрепления влияния психической зависимости на длительное и постоянное употребление наркотика или на стремление к повторному приему при возникновении синдрома абстиненции.

Среди критериев зависимости есть толерантность — заметное ослабление действия одинакового количества вещества при продолжительном приеме. Для некоторых наркотиков — препаратов опиума, амфетамина — толерантность проявляется очень быстро. В случае применения препарата опиума после некоторого периода абстиненции толерантность часто может внезапно исчезать, что весьма не безопасно в случае возвращения к употреблению наркотиков. Помня о том, какая доза была последней, наркоман начинает принимать опиум в привычных для себя дозах. Нередко это приводит к летальному исходу.

Перекрестная толерантность — это явление, при котором употребление одного наркотика приводит к появлению толерантности не только к этому виду наркотика, но также и к наркотическому веществу того же или подобного типа. Например, при употреблении героина возникает перекрестная толерантность к морфию и наоборот.

В научно-исследовательской литературе существует множество различных классификаций наркотиков. Фармакологи делают свои классификации, в основе которых лежат основные свойства наркотиков, относящиеся к их клинической структуре и способам употребления. В настоящей работе предложена следующая классификация:

- п о происхождению. в се наркотики с точки зрения их происхождения можно разделить на две группы — натуральные и синтетические. Использование натуральных наркотических растений, употребляемых с самых древних времен, может оказывать как успокаивающее, так и возбуждающее действия. Отдельную группу составляют растения, изменяющие состояние сознания и вызывающие галлюцинации и видения. Массовое появление и распространение синтетических наркотиков началось после 1939 г. Основные препараты этой группы: петидин, метадон, продукты переработки смолы и нефти;

- п о воздействию. в эту группу входят наркотики со схожими действиями на организм. Например, как LSD, так и псилоцибин вызывают, похожее воздействие. Поэтому их можно отнести к одной группе;

- по терапевтическому использованию, в этой группе учитывается, для изменения каких процессов в организме используется данное вещество. Например, ЛСД, ДМТ, мескалин, псилоцибин, МДМА «экстази» изначально использовались в целях психотерапии; амфетамины применялись в фармакологии для снижения аппетита. Однако, в настоящее время, в клиники попадают наркоманы, использующие эти препараты совсем не по назначению. Морфий, который используется в медицине, как мощное обезболивающее, наркоманы принимают потому, что он вызывает эйфорию. Употребление наркотиков может вызывать различные типы зависимости. Основные из них:

1. Амфетаминовый тип: амфетамин, дексамфетамин, метам-фетамин метил-фенидан и фенметразин;

2. Барбитуровый тип: барбитураты в основном короткого действия, и некоторые успокаивающие средства, например, хлоралгидрат, диазепам, мепробамат, метаквалон;

4. Каннабиноловый тип: препараты из конопли, марихуана и ее производные, гашиш и препараты производимые из него;

5. Кокаиновый тип: кокаин и листья коки;

6. Галлюциногенный тип (психоделики): ЛСД, ДМТ, мескалин, псилоцибин, МДМА, СТП;

7. Тип Кату: препараты растения;

8. Опиумный тип: опиум, морфин, героин, кодеин; синтетические наркотики, по свойствам близкие к морфину, например, метадон (гептадон) и петидин.

Практически на протяжении всей истории человеческого рода на Земле не прекращались поиски эликсиров бессмертия. Еще в конце прошлого века находились люди, всерьез верившие в реальность купленной за деньги «вечной жизни». Не сразу человек понял, что никакие эликсиры не позволят ему жить вечно, каким бы здоровым человек не был. Человеческий род на Земле может и должен жить вечно. В этом и есть бессмертие каждого человека. Но такое бессмертие возможно при условии постоянной смены поколений. Именно на это посягают наркотики. Одновременно с целебными растениями человек нашел средства иллюзорного, мнимого «бессмертия». Наркотики растительного происхождения позволяли человеку отрешиться от действительности собственного мозга, уйти в мир грез, вымыслов. У человека появилась иллюзорная свобода от жизненных трудностей, обязательств, страха смерти. Но, уничтожая свой думающий мозг, человек не становится бессмертным, напротив, он укорачивает свой век на Земле. Уничтожая, в наркотическом безумии свою собственную жизнь, он насаждает и передает своим потомкам гибельные пристрастия. Человек тем самым пресекает свой род. Дети, рожденные от потребляющих наркотики, уже от рождения являются наркоманами, чем раньше приобщается человек к наркотику, тем гибельнее воздействие на его способность быть мужем, отцом, женой, матерью.

По мнению многих специалистов медиков, общественных и политических деятелей многих стран мира, распространение наркомании представляет для ныне живущих и будущих поколений не менее страшную опасность, чем эпидемия чумы, опустошавшая в прошлые века целые страны. Если распространение наркомании не удается приостановить, то это в будущем может привести к еще более серьезным и даже гибельным последствиям для всего человечества.

Квалифицированную консультацию и помощь врача нарколога Вы можете получить у нас .

© Termogaz. Ссылка на сайт обязательна.

свидетельство Вячеслава Вахрушева

Описание video материала:
Вячеслав Вахрушев, руководитель реабилитационного служения «Независимость», рассказывает о своём пути к Богу, покаянии, освобождении от наркотической зависимости и полном физическом исцелении от её последствий на богослужении в рижской церкви «Новое поколение» (Латвия) 17 августа 2008 года.