соц проблемы молодежи

Основные проблемы молодежи, определяющие целевые ориентиры программы

Социально-экономические реформы, проводимые в России в последнее десятилетие, их последствия наиболее остро отразились на молодом поколении:

  • численность молодежи России сокращается, общество стареет, возрастает социально-экономическая нагрузка на рабочее место в целях обеспечения жизни всех поколений;
  • каждое новое поколение детей и молодежи менее здорово, чем предыдущее, болезни “переселились” из старости в молодость;
  • под угрозой генофонд нации;
  • снижается интеллектуальный потенциал молодежи, а вместе с этим инновационные возможности общества;
  • резко обострилась проблема занятости молодежи;
  • материально-бытовое положение, доступ к образованию ухудшаются;
  • самосознание молодежи, ее самоидентификация, организованность, роль в общественной жизни, политике, защите своих интересов, субъектная позиция проявления значительно снизились;
  • происходит разрушение духовных и нравственных ценностей значительной части молодежи, молодежь все более криминализируется, нарастают пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция.

Средиобщественных проблем. которые более всего тревожат молодых людей сегодня, на первом месте стоит рост преступности, инфляция, рост цен, коррупция во властных структурах, экологическая ситуация, усиление неравенства доходов, разделение на бедных и богатых, пассивность граждан, их безразличие к происходящему.

Из личных проблем. испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья. Но ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно.

Доминантными ценностями выступают деньги, образование и профессия, деловая карьера. Исторически возвышающаяся ценность человеческой жизни выражена, как правило, через стремление молодежи к благополучию и к повышению уровня ее гарантированности.

Классическая русская культура в глазах молодого поколения стремительно теряет ценностную привлекательность, становясь чужой и архаичной. Так же становится безразличным для определенной части молодежи понятия «Россия», «родной дом, город». Только 37,1% опрошенных отметили, что духовно близко им понятие «Россия», 36,3% — идентифицируют себя с соотечественниками по признаку «единая культура», 27% — по признаку «историческое прошлое». Долгие годы идеологического вакуума, разрушение системы организованной массовой воспитательной работы привело к отсутствию патриотических качеств среди большинства представителей нового поколения. Между тем, успех развития общества в решающей мере зависит от настроя людей, от их готовности способствовать движению вперед, от их самоотдачи во имя благополучия своей страны, от их патриотических чувств.

Функциональное значение патриотизма трудно переоценить. Оно заключается в следующем:

  • в активном участии граждан в решении проблем общественного развития;
  • в высокой самоотдаче ради достижения общей цели;
  • в стремлении сохранить и способствовать развитию государственности, социально-экономической и духовной сферы;
  • в стремлении отстаивать и защищать общественные идеалы и ценности;
  • в стремлении созидать новое, способное вывести его Родину на новый, более высокий уровень развития;Отсутствие системы патриотического воспитания привело к стремительному росту преступности, наркомании, бродяжничества. Сегодняшнее поколение молодежи не несет в себе по большому счету достаточного потенциала для восстановления России. Процесс социальной адаптации юношества протекает чрезвычайно неравномерно и противоречиво.

    В целом, молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет совершают 57% всех зарегистрированных преступлений; преступность девушек возросла в 2 раза; 90% хулиганств и изнасилований, 40% других преступлений связаны с алкогольным и наркотическим опьянением. В последние годы уровень потребления алкоголя в России возрос и составил 5% среди 13-14-летних, 10% среди 15-16-летних, 26% среди молодежи, не достигшей 18 лет; 5% населения страны регулярно употребляет наркотические вещества.

    Все вышеперечисленные проблемы в той или иной степени характерны и для молодежи ЗАТО г. Железногорск.

    Численность молодых граждан, проживающих на территории ЗАТО г.Железногорск к 2002 году составляет 28, 2 тысяч человек, из них 15,3 тысячи – мужского пола, 12,9 – женского. При этом:

    • доля молодежи среди безработных составляет 31,8 % — 245 человек (уровень безработицы незначительно снизился в сравнении с 2002 годом, когда он составлял 34%);
  • зарегистрировано 1196 молодых людей, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • жилищная проблема остается одной из основных для молодежи, основная масса молодых семей проживают с родителями, живут в общежитиях или снимают жилье, около 1200 молодых семей стоит в общегородской очереди на получение жилья;
  • смертность в городе превышает рождаемость (отрицательный баланс);
  • число преступлений, совершенных молодыми людьми за 7 месяцев 2002 года — 228 (из них 91 – в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения), в 1999 году за тот же временной промежуток было совершено 234 преступления; в 2001 г. лицами, не достигшими совершеннолетия, было совершено 225 преступлений (что составляет 12,2% от общего числа преступлений в городе);
  • число лиц в возрасте от 14 до 30 лет, имеющих диагноз хронический алкоголизм и наркомания, состоящих на учете у психиатра – нарколога, достигает 303 чел;

Тем не менее, уровень распространения негативных тенденции в молодежной среде ЗАТО г.Железногорск ниже, чем в целом по стране. Причинами такой ситуации является «закрытость» города – его режимная изолированность от остальных территорий, достаточно высокий интеллектуальный потенциал его жителей (для строительства города, работы на градообразующих предприятиях направлялись самые высокопрофессиональные специалисты страны).

В то же время экономическая ситуация в ЗАТО г.Железногорск такова, что рынок труда сегодня наполнен исключительно рабочими специальностями. Это затрудняет трудоустройство студентов Вузов, численность которых на сегодняшний день составляет:

  • обучающихся на территории ЗАТО г.Железногорск – 1300 человек;
  • обучающихся в г.Красноярске – 1500 человек.

В то время как студентов колледжей, профессионально-технических училищ и лицеев в городе насчитывается 1480 человек.

Среди старшеклассников наибольшей популярностью по-прежнему пользуются специальности программиста — 18%, экономиста – 13 %, юриста — 11 %. Отсутствие специализированных рабочих мест ведет к безработице выпускников Вузов, либо затратам на их переобучение; многие покидают город.

На фоне социальной дифференциации, повсеместной демонстрации жизненных благ у молодежи резко возрастает уровень потребностей, но невозможность и неумение их удовлетворить приводит к различным указанным выше рецидивам: преступности, наркомании, депрессии, инертности, социальной пассивности, гражданскому безразличию. Причиной этому служит отсутствие навыков самоорганизации, самовоспитания, умения объективно оценить и использовать свои способности.

Действительно острыми для города являются проблемы роста молодежной преступности, слабой конкурентоспособности молодёжи на рынке труда, всплеска наркомании. И актуальность решения проблем социального неблагополучия зачастую вынуждает сводить задачи работы с молодежью к профилактике негативных тенденций в молодежной среде через организацию досуга и отдыха, реализацию программ борьбы с наркоманией, правонарушениями, сокращения безработицы и т. п.

Однако, необходимо еще раз подчеркнуть, в настоящее время молодежь испытывает серьезные затруднения в адаптации к социально-экономическим реалиям, самоорганизации и самореализации в общественной жизни.

Признавая важность работы в направлениях профилактики негативных тенденций, нужно иметь в виду, что в значительной степени корни негативных тенденций лежат в неподготовленности молодежи к самостоятельной жизни, неумении активно строить свой жизненный путь и добиваться при этом успеха. Молодежь обладает большими возможностями, которые необходимо задействовать и направить на решение социально — значимых задач в интересах города. Однако молодые люди, зачастую не умеют практически реализовать свой потенциал, не имеют опыта участия в решении социально-значимых задач.

Для того, чтобы потенциал молодежи мог быть реализованным в качестве одного из важных ресурсов городского развития, необходимо расширить понимание задач молодежной политики, выйти за рамки социально-профилактической работы и приступить к целенаправленной деятельности по подготовке молодёжи к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в городе.

Молодёжь представляет собой особую социально-психологическую и творческую категорию людей. Современная молодёжь является активной социально-демографической группой, переживающей период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптацию к исполнению социальных ролей взрослых [4]. Молодежь определяется как возрастная группа, обладающая определенным социальным статусом маргинального, промежуточного свойства, переходного от детства к взрослости [1].

Человек в процессе взросления сталкивается с множеством проблем. Безусловно, взросление – это процесс развития. Р. Хавигхерст определил следующие задачи развития в юношеском возрасте: принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела; усвоение мужской или женской роли; установление новых и более зрелых отношений с ровесниками обоих полов; завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к профессиональной карьере; подготовка к браку и семейной жизни; формирование социально-ответственного поведения; построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения.

Врастание в социальные роли – исключительно важный компонент взросления. Роль характеризуется рядом признаков: структурированностью, т.е. отличием от других; настройкой на роли других и зависимостью от них; независимостью от данного исполнителя (данную роль может выполнять и кто-то другой). Ролевые конфликты возникают в том случае, когда индивид должен сочетать в поведении противоречивые роли.

Оперируя практикой социальной работы как критерием классификации молодежных проблем, ряд исследователей подразделяет эти проблемы на следующие: социального самоопределения молодежи; семья, брак, любовь и секс; быт, досуг, хобби и развлечения; отношение к военной службе; криминализация, суицид, другие кризисные ситуации; занятость, образование, бизнес; музыкальная культура, литературные интересы, массовая культура, элитарность, вкусы и интересы; система и типология субкультур [5].

Относительно проблемного поля молодежи есть и другая точка зрения. Так, известный политический деятель ХХ века М. Рокар, подвергая сомнению необходимость особого подхода к молодежи, постулировал следующее: «Я имею склонность полагать, что у молодежи есть свои проблемы, но это те же проблемы, что и у менее молодых. Тревога за будущее, страх перед безработицей, недостаточная профессиональная подготовка… – эти вопросы касаются всех» [2]. Ясно, что для молодежи они получают некоторую специфическую окраску. Это нужно иметь в виду и относиться к этому с вниманием. Уважение, которого молодежь заслуживает, выражается как раз в том, чтобы с ней обращались как с полноправным членом общества, чтобы слушать самих молодых людей, нежели пытаться изложить им какую-то программу действий.

Социальная работа с молодежью должна координироваться с молодежной политикой; необходимо их взаимодействие. Понимание целей социальной работы с молодежью зависит от того, как мы понимаем, что такое молодежь, какими методологическими принципами руководствуемся при определении ее социальных проблем. В этой связи и организация анализируемой работы может существенно разниться. Тем не менее, можно назвать ряд задач общего свойства, решаемых специалистами по работе с молодежью, включающих в себя раскрытие разнообразных потенциалов, талантов каждого молодого человека, желающего участвовать в собственном развитии, в осуществлении позитивных изменений в своей жизни, социальном окружении, обществе. Это многоуровневый процесс, обогащающий всех участников: молодых людей, волонтеров, специалистов, общество в целом.

Государственную молодежную политику будем определять как деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодежи, наиболее полной реализации ее творческого потенциала в интересах общества [3]. К основным направлениям этой политики принято относить: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственную поддержку молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержку талантливой молодежи; формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие; поддержку деятельности детских и молодежных объединений; содействие международным молодежным обменам. К основным направлениям анализируемой политики отнесем: социальную поддержку; дружбу, клубы и информационные центры, играющие основную роль в работе с молодежью [5]. Так, рекреационные проекты включают в себя спорт, игры, искусство; рукоделие, ремесло, организацию праздников и выходных дней, походы, развлекательные мероприятия.

Высокую оценку профессионалов получили проекты, направленные на работу с условно осужденными молодыми людьми или отбывшими наказание (дневная программа предоставляет возможность образования и личностного роста, обучения рукоделию и ремеслу, вечерняя предлагает осуществление рекреационных возможностей и социальных контактов).

Организуются ресурсные центры для молодежи, осуществляющие экологические проекты, например, или поддержку молодых матерей, безработных; предлагающие консультативную помощь людям, испытывающим зависимость от психоактивных веществ.

В России начиная с 1993 г. Государственным комитетом по делам молодежи РФ формируется сеть молодежных социальных учреждений: центры социальной поддержки молодежи, разнопрофильные подростковые клубы, молодежные биржи труда, психологические консультации.

Социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность более чем по 20 направлениям. Наиболее распространенной услугой, оказываемой специалистами таких служб, стало психолого-педагогическое консультирование взрослеющих людей. Такую помощь в РФ осуществляют свыше 200 центров [6]. 10% служб оказывают экстренное телефонное консультирование, около 6% центров занимаются социальной реабилитацией, 19,5% – предоставляют социокультурные услуги, 13,5% – занимаются профориентацией и трудоустройством молодых людей, около 1% – оказывают правовую и почти 5% – информационную помощь молодежи [6]. Социальная служба для молодежи строится на общих основаниях с системой иных учреждений социальной сферы, реализует сходные цели и осуществляет аналогичные функции. Но при этом она обладает рядом особенностей: оказывает услуги, представляющие интерес для молодых людей преимущественно в связи с проблемами жизненного старта и другими проблемами взросления; предоставляет помощь в соответствующих формах и способами, соотносимыми с особенностями молодежной субкультуры; услуги и помощь оказываются преимущественно силами молодых людей, выполняющих роль контактной группы сверстников.

В терапии кризисов периода взросления необходим индивидуальный подход к каждому конкретному случаю. Это объясняется чрезвычайной гетерогенностью подобных нарушений. При наличии симптомов психоза необходимо осуществить посредничество, помогая клиенту в его госпитализации. В каждом случае требуется обстоятельная беседас клиентом и его родителями, другими близкими клиенту людьми. Нужно помнить, что очень часто в трудностях процесса взросления проявляются кризисы личностного становления. Источником этих отклонений обычно бывают неудачи в решении возрастных задач развития, требующие подробного анализа. Использование социономом в таких случаях концепции жизненного цикла семьи С. Минухина представляется весьма значимым. Такого рода анализ и наблюдение за поведением молодого человека часто позволяют определить отправные точки успешных стратегий преодоления специфических для него возрастных трудностей в ходе социальной терапии и консультирования. Главная предпосылка успешного консультирования – откровенность специалиста в отношениях с клиентом и его близкими. Следует избегать любых вариантов заключения союзов с одной из сторон.

По содержанию социальная терапия периода взросления должна концентрироваться на актуальных проблемах клиента. Молодые люди неохотно обсуждают прошлое, и поэтому установка на «здесь и теперь» при работе с ними как нельзя более уместна. Активная позиция специалиста проявляется, в частности, в том, что он затрагивает в разговоре с клиентом проблемы, которые очень распространены в период взросления, и сообщает ему необходимую информацию по данным вопросам. Нередко молодые люди чрезвычайно мало знают об особенностях своего развития, и такое положение вещей следует рассматривать как «нормальное» для их возраста. Прогноз развития кризисов взросления, оценить трудно. В конечном счете, он зависит от того, какие нарушения лежат в его основе.

Резюмируя сказанное относительно социальной работы с молодежью, подчеркнем, что «молодежные» проблемы в целом не являются «делом их рук». Они могут быть решены или предупреждены лишь с учетом всех сопутствующих факторов, при условии их определения в терминах социальных проблем. Молодежь отражает социальную структуру и культуру социума, являясь зеркалом социокультурных процессов и конфликтов. Но вместе с тем молодежь – относительно автономная, самостоятельная возрастная группа, выполняющая системообразующую функцию передачи культурного опыта поколений в историческом времени. Новое поколение лучше подготовлено к восприятию инноваций, легче расстается со стандартами мышления. В целом социальные технологии активно используются в деятельности молодежных служб. Опыт подобной деятельности многообразен как по масштабу, так и по содержанию. Это позволяет утверждать о необходимости дальнейшего развития и внедрения в практическую деятельность инновационных технологий (проектов) в социальной работе с молодежью.

Поколение М

Описание video материала:
«Поколение М», предоставляет общую информацию о существующих социальных проблемах молодого человека проживающего в городе. На контрасте «Одного дня из жизни» благополучного молодого человека с одной стороны и статистических данных в цифровом эквиваленте в кадре с другой выявляются основные проблемы городской социальной сферы. В том числе, отсутствие необходимых условий, способствующих самореализации, социализации и гражданскому становлению молодежи города Тольятти.