зависимость подростков от социальных сетей
  • Девиантное поведение: сущность, виды, механизм возникновения
  • Понятие и виды девиантного поведения
  • Причины возникновения девиантного поведения
  • Заключение

Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.

Отклонение в поведении — девиантное поведение — является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения. Основная цель данной контрольной работы заключается в том, чтобы понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.

Для этого необходимо решить ряд задач:

  1. дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления. В частности следует различать девиантное поведение, которое носит социально-творческий характер, является порождением или отражением социальной инновации, от девиантного поведения, которое порождено или открывает путь к социальной патологии, носит социально негативный характер [5. C.7];
  2. понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные подходы к изучению указанной проблемы.

Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения

Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей. необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение — это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права [1. C. 78]. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение — это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

Рассмотрим различные виды социальных отклонений.

  1. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.
  2. Индивидуальные и групповые отклонения.
    • индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;
    • групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. Подвальная жизнь кажется им нормальной, у них существует свой подвальный моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры) [4. C. 113].
  3. Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.
  4. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям [4. C. 115-117]:
    • сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;
    • особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.
    • сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;
    • личностные качества — личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;
    • счастливый случай. Большие достижения — это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.
  5. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

Рассмотрим теперь основные причины возникновения отклоняющегося поведения.

Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения

В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.

1. Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Среди последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих авторов присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом [4. C. 118]. Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, преступными чертами лица не мог обидеть и муху.

профилактика компьютерной зависимости

2. В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного — это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного беззаконного состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

3. В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением. Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). По Дюркгейму аномия — это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения [4. C. 121]. Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения [2. C. 208]. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом.

Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы:

  • конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;
  • новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные);
  • ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются;
  • изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (например бомжи, наркоманы, алкоголики);
  • мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения [4. C. 122-123].

При использовании этой типологии важно помнить, например, что люди никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой личности присутствуют в той или иной степени все перечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.

Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой — поддерживает эту стабильность.

Так например, при наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка.

С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменения окружающей среды. Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения и дальнейшего их принятия всеми членами социальных групп. Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.

Заключение

Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение — это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение — следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние социальной дезорганизации, когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное — терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?). Удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов — распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп [4. C. 126].

Список использованных источников

  • Радугин А.А. Радугин К.А. Социология. Курс лекций. — М. Центр, 1997.
  • Смелзер Н. Социология. — М. Феникс, 1994.
  • Тощенко Ж.Т. Социология. — М. Прометей, 1994.
  • Фролов С.С. Социология. — М. Логос, 1996.
  • Московский государственный социальный университет. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения // Материалы Московской городской научно-практической конференции. — М. Союз, 1996.

Собираетесь в Китай — китай. Товары в Китае.

компьютерная зависимость как девиантное поведение

К ВОПРОСУ О ДЕВИАНТНОМ ПОВЕДЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Зеркина Елена Владимировна

Магнитогорский Государственный Университет (МаГУ)

Одной из граней проблемы информатизации образования является необходимость глубокой научной проработки всех аспектов возможного негативного воздействия ИКТ на личность учащегося. Доклад посвящен постановке проблеме подготовки учителей к профилактике и предотвращению негативного отклоняющегося (девиантного) поведения школьников в сфере компьютерных технологий.

Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) значительно расширили возможности человека в его интеллектуальном, профессиональном и личностном развитии. Однако перспективы развития личности с помощью ИКТ оказались не очень радужными. Наблюдаются определенные негативные явления в информационной сфере, которые требуют в процессе образования сформировать у школьника механизмы защиты психики, сознания, духовной жизни от информационных манипуляций и агрессии массовой культуры, воздействия недостоверной, ложной информации, дезинформации и др.

Одним из проявлений негативного влияния ИКТ на личность школьников является негативное девиантное поведение. «Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются» (5, 83). Под негативным девиантным поведением в сфере компьютерных технологий мы понимаем осознанное, либо неосознанное использование ИКТ для совершения тех или иных воздействий, направленных на причинение морального, физического или экономического вреда организациям или частным лицам (8).

Исследователи к наиболее распространенным проявлениям негативного девиантного поведения в сфере компьютерных технологий исследователи относят: Интернет-зависимость, игроманию и киберпреступность.

  • Интернет-зависимость или Интернет-аддикция. «Интернет-аддикция – феномен психологической зависимости от сети Интернет, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире» (4);
  • компьютерная зависимость как девиантное поведение
  • игромания (геймерство) – чрезмерное увлечение компьютерными играми и другими видами виртуальной реальности. М.С. Иванов и другие исследователи говорят о том, что «использовав однажды компьютерную игру как средство достижения…чувства удовлетворения…некоторые индивиды склонны к повторному достижению таких переживаний этим легким путем. Однако, «возвращаясь» из виртуального мира компьютерной игры, индивид осознает, его виртуальные победы не имеют ценности в реальном мире. В результате напряжение, связанное с неудовлетворенностью нарастает, самооценка падает, растет неверие в возможность реальных свершений. Легкость виртуальных побед становится еще соблазнительнее. Образуется «порочный круг» эффекта «затягивания» в компьютерную игровую деятельность» (2).
  • компьютерные правонарушения, компьютерная преступность (киберпреступность) — преступления, совершаемые в информационно-телекоммуникационной сфере, «где информация, информационные ресурсы, информационная техника могут выступать (являться) предметом (целью) преступных посягательств, средой, в которой совершаются правонарушения и средством или орудием преступления» (6). Среди киберпреступлений выделяют: хакерство ( «ярко выраженное увлечение познанием в сфере информационных технологий, выходящее за рамки профессиональной или учебной деятельности (и необходимости)» (1, 24)); крякерство (взлом и изменение программ на свое усмотрение или на заказ, что является нарушением авторских и смежных прав); кардинг (получение денег, благодаря использованию информации с чужой банковской карточки); фрикинг (несанкционированное получение информации (в т.ч. шпионаж) при помощи электронных устройств, а также путем несанкционированного подключения к телекоммуникационным сетям); диффамация (распространение по компьютерным сетям не соответствующих действительности фактических сведений (ложной информации) порочащих честь, достоинство и деловую репутацию потерпевшего; спамерство (массовая рассылка рекламных объявлений по электронной почте без согласия на это получателей); фишинг (получение конфиденциальной информации с целью использования в корыстных целях); киберхулиганство (хулиганские выходки в виртуальном пространстве); кибертерроризм (преднамеренные политически мотивированные атаки на информационные, компьютерные системы, компьютерные программы и данные, выраженные в применении насилия по отношению к гражданским целям).

Следует учитывать и то, что на сегодняшний день в свободном доступе находятся материалы, откровенным образом подталкивающие к совершению тех или иных проступков, или даже преступлений. Так, специалисты по киберпреступлениям говорят о том, что многие криминальные группировки занимаются пропагандой киберпреступлений на специальных сайтах, вербуют новых членов среди подростков, обучают их способам совершения противоправных действий, дают консультации и разъясняют способы совершения и ухода от ответственности. Зачастую, подобные действия проходят в замаскированном, завуалированном виде, что, однако, не изменяет общего смысла – привлечь новых «адептов» и использовать их на свое усмотрение.

Негативное девиантное поведение школьников в сфере ИКТ зачастую свидетельствует о неспособности школьника предвидеть последствия своих действий, проявить должную гибкость и перенести хорошо освоенные поведенческие механизмы в новую ситуацию, чувствовать ответственность за свои поступки. Проявления негативного девиантного поведения могут оказаться результатом небрежности, моральной незрелости, безразличия, недостатка любопытства – а чаще просто невежества. Можно предположить, что при наличии в школьном курсе информатики раздела или соответствующего курса (спецкурса, факультатива, электива) по проблемам информационной безопасности, многие школьники не стали бы предпринимать запрещенные действия, тем не менее, рассчитывать только на введение подобных предметов, связанных с защитой информации не приходится (7). Мы считаем, что в профилактике негативного девиантного поведения школьников в сфере компьютерных технологий немаловажную роль играет своевременная диагностика. В настоящее время нами, при финансовой поддержке гранта правительства Челябинской области № 002.06.01-06.БX «Разработка методики диагностики и профилактики девиантного поведения школьников в сфере компьютерных технологий» ведется разработка соответствующей методики. Цель методики – продиагностировать негативное девиантное поведение в сфере компьютерных технологий, выявить предпосылки к возможному его возникновению и разработать ряд мер, которые будут способствовать профилактике возможных отклонений. Применение данной методики, несомненно, облегчит построение образовательного диалога и обеспечит наибольшую степень профилактики девиантного поведения школьников в сфере компьютерных технологий.

Литература:

  1. Бондаренко С.В. Некоторые аспекты функционирования виртуальных сетевых сообществ криминальной ориентации. / В сб. Актуальные проблемы современной социологии. –РнД. Пегас, 2002. С. 23-29.
  2. Иванов М. С. Авилов Г. М Психологическая характеристика ролевой компьютерной игры как особого вида деятельности / Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – с. 41-55.
  3. Изучение вопросов информационной безопасности студентами, обучающимися по специальности 050202 «Информатика» с дополнительной специализацией «Защита информации и информационная безопасность» //Сборник трудов участников международного научно-практического семинара «Управление информационной инфраструктурой современной организации». — Магнитогорск: МаГУ, 2006. – C.119-126.
  4. Нехаев С.А. Кривошеин Н.В. Основные понятия и определения Прикладной Интернетики (http://vault.syktsu.ru/www.lsw.ru/srs/01_33/10/internetika.htm )
  5. Фролов С. С. Социология: Учебник. Для вузов / Ин-т «Открытое о-во». – М. Наука, 2004. – 256 с.
  6. Щетилов А. Некоторые проблемы борьбы с киберпреступностью и кибертерроризмом (http://www.crime-research.org ).
  7. Чусавитина Г.Н. Проблемы подготовки будущих учителей в области обеспечения информационной безопасности // Информационные технологии в науке, образовании, искусстве: Сборник научных статей. — СПб. Изд-во СГПУ им. А.И. Герцена, 2005. — С. 169-172.
  8. Чусавитина Г.Н. Зеркина Е.В. Подготовка будущих учителей к профилактике девиантного поведения школьников в сфере компьютерных технологий // Вестник МоГПУ. — М: МоГПУ, 2006.

Сервер поддерживается АНО «ИТО»

Ответы@Mail.Ru:</p> <p> Формы девиантного поведения,сообщение нужно про игровую зависимостоь как форму девиантного поведения</p> <p>
компьютерная зависимость как девиантное поведение

Формы девиантного поведения,сообщение нужно про игровую зависимостоь как форму девиантного поведения

Игровая зависимость (игромания)

Игромания — вид расстройства влечений, относящийся к группе психологических зависимостей. При этом азартная игра является подобием наркотика. Разновидностей игровой зависимости много, но наиболее распространенными являются: компьютерная зависимость, зависимость от игровых автоматов, Интернетзависимость. В России самой злободневной формой игромании является игра на деньги. Почему же люди попадают в игровую зависимость? Человеку кроме удовлетворения основных жизненных потребностей необходимо еще и удовольствие. Одним из способов его получения является игра. По ряду причин потребность в удовольствии у некоторых людей заострена, поэтому они легко склоняются к азартным играм и попадают в зависимость от них.

Основные психологические причины игровой зависимости (игромании)

* Безрадостная жизнь.

* Сексуальная неудовлетворённость.

* Психологическая фиксация в детском или подростковом состоянии.

лечение игровой зависимости

СТАДИИ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ (ИГРОМАНИИ)

(на примере зависимости от игровых автоматов)

лечение игровой зависимости

Человек, беспристрастно относящийся к игре, воспринимает её как средство развлечения. Такие люди играют эпизодически, от случая к случаю. Ставки делают маленькие, разовые. Выигрывая обычно уходят. Проигрыш надолго отбивает желание играть.

компьютерная зависимость как девиантное поведение

1-я стадия игромании. — Начало формирования игровой зависимости, проявляется в усилении желания играть. При этом борьбы мотивов «играть – не играть» ещё нет, и человек может отказаться играть даже при наличии желания. Однако никакого осознания зависимости нет, поэтому частота игр растет. Ставки тоже растут. Игровые сеансы удлиняются.

2-я стадия игромании. — Игроману всё реже удается волевым усилием запретить себе играть. Появляется и становится напряжённой борьба мотивов «играть — не играть». Игровые сеансы всё более удлиняются и увеличивается частота игр. Сама игра становится безудержной. Выигрыш здесь же пускается в игру. Поведение определяют возрастающий азарт и иллюзии игромана: вера в свою удачливость, везение, фарт и счастливый случай. Игроман строит свои системы игры, выделяет «счастливые» комбинации цифр или изображений. Игровой процесс обрастает ритуалами, суевериями.

3-я стадия игромании. — На этой стадии игровая зависимость столь сильна, что борьбы мотивов уже нет. Вся жизнь сводится к игре. Игроман готов играть ежедневно и неограниченное время, в перерывах между игрой он живет в игровых фантазиях. Деньги воспринимаются как символ игры. Укорачивается период воздержания и увеличивается продолжительность игры. Жела­ние играть практически неодолимо. Цель игры — сама игра, несмотря ни на большие долги, ни на возможность проигрыша.

Последствия игровой зависимости.

* Снижение уровня личности.

* Большой денежный долг.

* Распад семьи.

* Потеря друзей.

* Потеря социального статуса.

Поведение женщины в мужском служебном коллективе

Описание video материала:
О психологии мужского коллектива и о том, как женщине сохранить свой авторитет в мужском коллективе, рассказывает психолог-сексолог Диля Еникеева.