проект здоровый образ жизни

Дорогие ребята! Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле — здоровый дух».

Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом. Например, такие: «Здоровье дороже золота» или «Здоровье ни за какие деньги не купишь».

Задумывались ли вы о том, что у нашего здоровья немало добрых и верных друзей?*

Взрослый поддерживает обсуждение, поощряя творческую активность ребенка.

Давайте вместе подумаем, что помогает человеку быть здоровым.

Правильно! Прохладная чистая вода, которой мы умываемся, обливаемся или обтираемся по утрам. Она закаляет наш организм, прогоняет сон, очищает кожу, смывая с нее грязь, пот и болезнетворные микробы.

Второй наш друг — это утренняя зарядка.

Под звуки бодрой ритмичной музыки мы идем быстрым шагом, бежим, приседаем, делаем наклоны назад, вперед, вправо и влево, берем мяч, обруч или скакалку.

После утренней зарядки повышается настроение, появляется аппетит, ведь зарядка, регулируя работу всех органов, помогает включиться в дневной ритм.

Как вы думаете, что еще помогает нам быть здоровыми?

Верно! Теплые солнечные лучи и свежий воздух. Особенно полезный воздух в хвойных, сосновых и еловых борах. Этот воздух — настоящий целительный настой, благоухающий ароматами смолы и хвои.

И в лиственных лесах, и в борах в воздухе содержится много фитонцидов — особых летучих веществ, убивающих вредных микробов. Фитонциды — тоже паши друзья!

Представьте себе лентяя, который редко моет руки, не стрижет ногти. Дома у него ПЫЛЬНО и ГРЯЗНО, На кухне — горы немытой посуды, крошки и объедки. Вокруг них вьются мухи-грязнухи. Как вы считаете, заботится ли этот человек о своем здоровье?

Верно! Не заботится!

Ведь и немытые руки, и грязь под ногтями могут стать причиной многих опасных заразных болезней — желтухи или дизентерии: Эти болезни так и называют — «болезнями грязных рук».

А мух в старину не зря величали «вредными птичками». Летая по помойкам, свалкам, выгребным ямам, а потом залетая в дома, они переносят на своих лапках опасных микробов, которые могут вызывать болезни.

Надеюсь, вы поняли: чтобы быть здоровым, нужно следить за чистотой, умываться и мыть руки с мылом, чистить зубы и стричь ногти. Убирать свою комнату и мыть посуду. Ведь недаром говорится: «Чистота — залог здоровья».

Я знаю немало ребятишек, которые не любят соблюдать режим дня. До поздней ночи они сидят перед экраном телевизора или компьютера, а утром встают вялыми, бледными, невыспавшимися, забывая замечательное правило: «Рано в кровать, рано вставать — горя и хвори не будете знать!»

А ведь режим дня — прекрасный друг нашего здоровья! Если мы всегда в одно и то же время встаем с кровати, завтракаем, обедаем, ужинаем, ходим на прогулку, ложимся спать, то у нашего организма вырабатывается определенный биологический ритм, который помогает сохранять здоровье и бодрость.

Но мы с вами забыли еще об одном нашем преданном друге — о движении.

Давайте подумаем, может ли быть здоровым человек, который ведет неподвижный образ жизни и большую часть времени сидит в кресле или лежит на диване?

Верно! Не может!

А почему? Его мышцы, сердце не тренируются. Он не дышит свежим воздухом, ему не хватает солнечных лучей и кислорода.

Малая подвижность ослабляет здоровье!

А движение, особенно на свежем воздухе, делает нас сильными, ловкими, закаленными!

Велосипед, самокат, роликовые коньки. Как чудесно мчаться на них по дорожкам, вдоль цветов и густой травы.

Лето дарит нам не только тепло и солнечный свет, но и возможность купаться в речке или озере, играть в футбол, волейбол и другие подвижные веселые игры на улице.

А зимой, когда все белым-бело, деревья и кусты наряжаются в пушистые снежные тулупы, можно кататься на лыжах и санках, играть в хоккей или кружиться на коньках вокруг сияющей огнями ели.

Физические упражнения в детском саду, занятия физкультурой в школе, посещения спортивных секций помогают нам укреплять здоровье, закаляют тело и волю, делают нас смелыми и сильными.

Я хочу здоровым быть —

Буду с лыжами дружить.

Подружусь с закалкой,

С обручем, скакалкой,

С теннисной ракеткой.

Буду сильным, крепким!

Ответь на вопросы

1. Каких друзей нашего здоровья ты знаешь? Расскажи о них.

2. Какие водные процедуры ты делаешь по утрам?

3. Делаешь ли ты ежедневно утреннюю зарядку? Чем она полезна?

4. Почему грязнули и неряхи часто болеют?

Его бьют, а он не плачет,

Легкий и подвижный он.

Мы с подругою играем

На площадке в. (Бадминтон.)

Стоят игроки друг против друга,

Сетка меж ними натянута туго,

здоровый образ жизни для дошкольников

(0 votes, average 0 out of 5)

Ирина Юрьевна майорова

ГККП «Ясли-сад № 25 санаторного типа»

В данной работе рассмотрена эффективность работы по использованию  здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности детского сада, раскрыты такие понятия, как «технология», «здоровьесбережение».

здоровый образ рисунки

In  this work there are used healthy-cares technologies for children and also there are main two things that names: «Technology»  and «healthycares» for children s health of  Kindergarten.

Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Актуальность данного опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения.  Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза — патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз — нарушение осанки, в 4 раза — нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей.

Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса, на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае всё сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малую часть выпускников школы можно отнести к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не здоров.

Следует признать, что современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.

В этих условиях внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий  является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья дошкольников.

Дошкольное учреждение является центром пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений, навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья  как детей, так и взрослых. И только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.  Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач детского сада. Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ — в широком смысле слова — процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова — это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального ‘здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий — становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Пстроение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем детском саду  — это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важнейшие условия организации педагогического процесса.

Таким образом, актуальным для нас является целесообразный подбор современных образовательных программ в соответствии с федеральным стандартом дошкольного образования, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания и  оздоровления с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития каждого ребенка.

К основным направлениям оздоровительной деятельности в нашем детском саду  мы относим:

  • организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
  • организацию здорового сбалансированного питания; обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;
  • организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками; физическое воспитание детей

Работа по физическому воспитанию в детском саду строится на основе диагностики, которую проводит педагог по физкультуре с участием медицинских и педагогических работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка, и используется специалистами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в тетрадях здоровья, оформленных в каждой группе.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. В учреждении оборудован физкультурный зал. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На прогулочной территории учреждения оборудована спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование. Мелкое физкультурное оборудование доступно для детей большую часть дня. Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда  нашего детского сада является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.

Большое внимание уделяется воспитанию устойчивого интереса у детей к спорту и  физической культуре, расширению творческого потенциала педагогов и родителей в процессе организации игр и прогулок  с детьми с позиций физического развития.

Наиболее эффективными формами оздоровления являются:

  • утренняя гимнастика;
  • физминутки, динамические паузы;
  • обеспечение условий для реализации двигательной активности детей в течение дня;
  • физкультурные занятия, прогулки;
  • совместные досуги с родителями;
  • спортивные праздники и развлечения;
  • спортивные секции;
  • сбалансированное питание в соотношении белков, жиров, растительной пищи, витаминов и микроэлементов.

Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей каждого возраста.

Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий педагог по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты и др. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.

Система оздоровительной работы включает в себя:

  • психологическое сопровождение развития;
  • разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка;
  • систему работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни;
  • организацию здорового питания;
  • оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение.

Основные приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

  1. Здоровый ребенок — практически достижимая норма детского развития.
  2. Оздоровление — не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.
  3. Индивидуально — дифференцированный подход — основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
  4. здоровый образ жизни для дошкольников

В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критериям её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Здоровьесберегающее пространство  предполагает:

  • формирование у детей осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализации комплекса здоровьесберегающихтехнологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создания психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности;
  • формирование валеологическойкультуры ребенка, основ валеологическогосознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его);
  • формирование осознанного отношения к здоровью и жизни;
  • повышение активности родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в ДОУ;
  • положительная мотивация к здоровому образу жизни в семье: устойчивое желание отказаться от вредных привычек;
  • активный отдых вместе с детьми; — посещение кружков, проведение закаливающих мероприятий, использование рекомендаций педагогов и врачей.

Таким образом, проблема заключается в противоречии между объективной необходимостью изменения и пересмотра всего воспитательно-образовательного процесса и жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении и организации сотрудничества с семьей, в котором бы учитывались психологические особенности дошкольников, прослеживалась взаимосвязь ДОУ и семьи в сберегающей здоровье направленности и отсутствием научно-методического обеспечения, а также недостаточной разработанностью рассматриваемых проблем в педагогической науке и практике.

Здоровье – это первоэлемент и ключ к любому дальнейшему развитию личности. Поэтому основная задача – уделять внимание физическому, психическому и социальному здоровью, которое служит фундаментом для интеллектуальной и творческой надстройки личности. Существующие программы обучения и воспитания не дают возможности организовать воспитательно-образовательный процесс в соответствии с «мерой» здоровья ребенка.

Список литературы

  1. Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ, М. 2004
  2. Волкова В.А. заведующий МДОУ Д/с 10 г.Лесосибирск .Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ //Управление ДОУ №3,4, 2006.
  3. Волкова В.А. Соколова Н.Б. Воспитательная система ДОУ М. ТЦ «Сфера» 2007.
  4. Ввозная В.И. Коновалова И.Т. Организация воспитательной  и оздоровительной работы в ДОУ М. ТЦ Сфера, 2006
  5. Гордеева В.А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ //Управление ДОУ №8, 2006.
  6. Данилина Т.А. Взаимодействие ДОУ с социумом – М.:АРКТИ, 2004.
  7. Волгоград. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ //Управление ДОУ №1,2004.
  8. Зуйкова М.Б. Режим – путь к здоровью. //Управление ДОУ №1,2006.
  9. Филиппова Л.В. Опыт социальной работы ДОУ в микрорайоне.//Управление ДОУ №4,2003.

здоровый образ жизни для дошкольников

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни.:

Приобщение к здоровьесберетающему и здоровьеукрепляющему поведению с дошкольного возраста является актуальной проблемой дошкольного воспи¬тания, так как именно в этом возрасте в силу высокой активности детей фор¬мируется его поведение, складываются привычки.

Анализ существующих программ позволяет оценить степень новизны решения проблемы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, но не рассматривают включение самих детей в выработку здоровьесберегающего гигиенического двигательного поведения, в осуществление контроля за своими действиями, их влиянием на функционирование органов и систем.

Отсутствие этого материала не позволяет влиять на каждодневное пове¬дение ребенка по сбережению и укреплению собственного здоровья; в про¬граммах не стоят и не рассматриваются задачи преодоления эмоциональных трудностей ребенка с помощью овладения собственными эмоциями, не учи¬тывается роль семьи в эмоциональном развитии дошкольников; в литературе не представлено содержание и формы работы с родителями по формированию здоровьесберегающего поведения.

Достижение ребенком в овладении ценностями дви¬гательной культуры и эмоционального культурного опыта рассматривается как результат деятельности педагогов, родителей и самого ребенка.

Реализация намеченной цели осуществляется через решение следующих задач:

1. Определить необходимый объем знаний и умений, которыми должны овладеть дошкольники для организации своего здоровьесберегающего поведе¬ния.

2. Сформировать на основе знаний и умений здоровьесберегающий стиль поведения.

3. Развивать у детей сознательный контроль за своим двигательным по¬ведением, включить самого ребенка в заботу о своем здоровье и предупрежде¬ние травматизма.

4. Способствовать овладению детьми навыками саморегуляции своего эмоционального состояния и конструктивного поведения в различных видах деятельности.

Основными направлениями приобщения дошкольников к здоровому об¬разу жизни являются:

1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие органи¬зованные формы работы и самостоятельную двигательную деятельность детей в повседневной жизни. Наряду с проведением физкультурных занятий, утрен¬ней гимнастики, подвижных игр широко использовались профилактические, закаливающие мероприятия, такие, как полоскание рта и горла отваром ро¬машки, обливание рук до локтя водой комнатной температуры, умывание лица и шеи холодной водой, ходьба босиком по «дорожкам здоровья», гимнастика пробуждения, гигиеническая гимнастика после сна с принятием воздушных ванн и ритмическая гимнастика

2. Познавательные занятия, на которых ребенок приобретает знания о своем организме, способах сохранения своего здоровья. Такие занятия органи¬зуются 2 раза в месяц. Для обеспечения понимания сообщаемых знаний ис¬пользовался наглядный материал (рассматривание иллюстраций, картин, об¬следование сверстника, составление модели и т.д.)

3. Опытно-экспериментальная деятельность, которая включалась для раскрытия взаимосвязи между движением и функционированием органов и систем, осознания различных ощущений, их связи с определенными условия¬ми. Опыты предполагают выполнение ребенком кратковременного действия с телом, констатацию его изменения и влияния на самочувствие и состояние здоровья.

4. Обучающие, развивающие, творческие игры и игровые упражнения, обеспечивающие возможность приобретения способов выполнения, формиро¬вания умений и опыта здоровьесберегающих действий.

5. Решение проблемно-практических ситуаций. Применяются для выра¬ботки первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление своего здоровья.

6. Досуги и праздники, на которых организуется контроль сверстников и самоконтроль за двигательным поведением, содействующие формированию здоровьесберегающего поведения в эмоционально насыщенной обстановке.

7. Складывающиеся ситуации, включающие применение детьми в по¬вседневной жизни сформированных умений и навыко

Наименование учебного заведния — Доклад воспитателя «Здоровый образ жизни детей дошкольного возраста (ЗПР) «,<br /> детский сад компенсирующего вида № 2555<br /> Москва<br />
здоровый образ жизни для дошкольников

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 2555

сад компенсирующего

вида №2555 Коняхина Л.Н.

Москва 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ:

здоровый образ жизни для дошкольников

Введение

I. Современное состояние проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста .

2 .Содержание понятия «здоровый образ жизни» .

3.Теоретическое обоснование возможности формирования у дошкольников с задержкой психического развития представлений о здоровом образе жизни.

4. Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития .

5. Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей .

I. Современное состояние проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста .

В последние годы проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного возраста.

На состояние здоровья человека в мегаполисе влияет сложный комплекс факторов окружающей среды, и дети, в силу возрастных особенностей эндокринной, сердечно-сосудистой, иммунной, нервной и других систем, а также сниженных адаптационных возможностей, наиболее чувствительны к этому воздействию.

На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (A.M. Амосов, А.И. Антонов, Г.А. Бутко, И.В. Журавлева, Ю.П. Лисицын, В.М. Нилов, В.П. Петленко, А.А. Покровский, Е.Л. Семенова, С.М. Степанова, Г.И. Царегородцев, Г.Х. Шингаров и др.)

В отечественной науке имеются немногочисленные исследования, посвященные проблеме изучения формирования представлений о ЗОЖ и становления культуры ЗОЖ у дошкольников (Н.Г. Быкова, Л.Г. Касьянова, Е.В. Купавцева, М.В. Меличева и др.). Работы, направленные на изучение данной проблемы по отношению к детям с нарушениями развития, практически отсутствуют.

В настоящее время самую многочисленную группу среди детей с отклонениями в развитии составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Поэтому проблема формирования представлений о ЗОЖ у одной из самых незащищенных от воздействия окружающей среды категорий детей -дошкольников с ЗПР вызывает особенный интерес и является одной из актуальных и недостаточно изученных проблем специальной педагогики.

Мы рассматриваем эту проблему с позиций целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия с целью формирования поведения, основанного на понимании взаимосвязи между состоянием здоровья и образомжизни.

Представления о ЗОЖ у дошкольников с ЗПР являются важным компонентом систематизированных знаний и представлений детей об окружающем мире, требуют относительно высокого уровня аналитико-синтетической деятельности, сравнения, обобщения, умозаключения.

2 .Содержание понятия «здоровый образ жизни» .

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактикуболезнии укрепление здоровья.

Под элементарными представлениями о ЗОЖ мы понимаем определенный уровень осведомленности, который формируется в процессе целенаправленной педагогической работы и предполагает следующее: ребенок дошкольного возраста имеет некоторые правильные представления о ЗОЖ как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, о здоровье как о состоянии физического и психологического благополучия организма, о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых, о возможных причинах заболеваний; он осознает значение для здоровья ЗОЖ, а также значение для здоровья и ЗОЖ состояния окружающей природной и социальной среды; способен выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; он активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях. Представления ребенка о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер; он проявляет инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости по следам обучения; присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность.

3.Теоретическое обоснование возможности формирования у дошкольников с задержкой психического развития представлений о здоровом образе жизни.

1. Представления о ЗОЖ дошкольников с ЗПР характеризуются качественным своеобразием по сравнению с таковыми представлениями у нормально развивающихся детей, что проявляется в фрагментарности, недостаточной осознанности, в трудностях установления причинно-следственных связей и прогнозирования последствий поступков и действий. Это проявляется в содержании игровой, продуктивной деятельности, речевых высказываниях и в поведении детей с ЗПР.

2. На формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников с ЗПР оказывают влияние социально-педагогические условия воспитания в семье и образовательном учреждении (компетентность педагогов и родителей, их взаимодействие, перерастающее в сотрудничество, организация здоровьесберегающего пространства и др.).

3. Использование экспериментально апробированной технологии (формирование и закрепление представлений в предметно-практической деятельности, совместной деятельности детей и родителей, использование этюдов и проблемных ситуаций, моделирующих поведение детей, и др.) формирования представлений о ЗОЖ способствует повышению эффективности коррекционно-педагогического воздействия на детей дошкольного возраста с ЗПР и осознанного отношения к своему здоровью.

4. Важным условием эффективности работы по формированию представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста с ЗПР является внедрение модели взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).

4.Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:

*Рациональный режим.

*Правильное питание.

*Рациональная двигательная активность.

*Закаливание организма.

*Сохранение стабильного психоэмоционального состояния

Реализация данного направления обеспечивается:

- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);

- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

Задачи и общая стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду и дома

Экология и Здоровый образ жизни (ЗОЖ)

Описание video материала:
Сорок процентов людей в мире умирают из-за загрязнения окружающей среды, а именно воды, почвы и воздуха. Эти экологические проблемы вкупе с быстрым приростом населения приводят к увеличению числа заболеваний, сообщается в пресс-релизе Корнелльского университета.

К такому выводу пришел профессор Дэвид Пайментел (David Pimentel), который с группой аспирантов проанализировал около 120 печатных работ, посвященных влиянию демографических и экологических факторов (загрязнение окружающей среды) на распространенность болезней.

Вот к каким поистине жутким выводам они пришли:

От голода ежегодно умирает шесть миллионов детей, а кроме того, недоедание ослабляет организм и является косвенной причиной многих смертей от ОРЗ, малярии и других болезней. 57 процентов населения Земли (6,5 миллиардов человек) страдают от голода (в 1950 году голодали 20 процентов из 2,5 миллиардов).

В городах часто не соблюдаются санитарные нормы и слишком высока плотность населения, что может привести к вспышкам таких заболеваний как корь и грипп. Примерно половина всего человечества живет в городах.
Загрязнение воды приводит к размножению малярийных комаров, из-за чего ежегодно умирает около двух миллионов человек. Нехватку чистой воды испытывают более миллиарда человек при том, что 80 процентов всех инфекционных заболеваний передается через воду.
Загрязнение почвы приводит к тому, что отравляющие вещества поглощаются человеком вместе с пищей и водой.
Загрязнение воздуха ядовитыми выбросами в атмосферу вызывают рак, врожденные патологии, нарушения работы иммунной системы. Это убивает около трех миллионов человек в год.
Вот такая история. Все мы страдаем из-за загрязнения окружающей среды. Действительно есть над чем задуматься и попробовать сделать хоть что-то, чтобы если уж и не уменьшить этот показатель, то хотя бы не допустить его абсолютного значения.